В «Троянцах» греки выйдут на сцену Мариинки-2 с автоматами

28.05.2014, 21:50

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На фестивале «Звезды белых ночей» проходит премьера оперы Гектора Берлиоза, которую отличает масштабность и технический размах.

В Мариинском театре сегодня стартовал XXII фестиваль «Звезды белых ночей». Двухмесячный марафон откроют грандиозной премьерой оперы Гектора Берлиоза «Троянцы». В пятичасовом действии на сцене Мариинки-2 по максимуму использованы технические возможности подмостков.

Романтическое произведение Берлиоза для своего времени было невероятно прогрессивным. Но «Троянцы» даже спустя полтора века считаются не самой простой оперой для восприятия.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, для премьерной постановки использована уникальная сценическая технология. Часть действия зритель увидит в зеркальном отражении, благодаря специальной пленке, натянутой на достаточно большой каркас — 16 на 9 метров. Такой размер зеркала для спектаклей Мариинского театра использован впервые.

Нельзя сказать, что идея абсолютно нова. Зеркала использовал и Финци Паска — легендарный постановщик «Реквиема». Но масштаб и главное идея здесь совсем другие. Такой прием, по замыслу постановщиков, должен раскрыть грандиозный замысел Берлиоза. Эпическое повествование в зеркальном отражении времени, пространства и, по сути, некой точки зрения богов. На мир, который они сами создали и наблюдают, как творение разрушается.

Полупрозрачная зеркальная поверхность дает возможность постановщику показать действие, которое возникает в глубине сцены, словно из небытия, переключая сознание. Пятичасовое оперное полотно требовало виртуозного соединения большого количества мизансцен и музыки.

Редкий случай, когда на генеральной репетиции Валерий Гергиев вносит коррективы к исполнению оркестра и особенно хора. Оперу последнее время часто исполняют в концертном варианте. Однако у солистов при новом сценическом прочтении в «Троянцах» возникает много сложностей.

Млада Худолей, исполнительница партии Кассандры: «Очень сложно, очень все затейливо написано. Даже выучив, как следует, ее надо еще слышать. Если какой-то подголосок, голос тебе не слышен, то уже начинаешь нервничать: „Боже мой, там я или не там, вместе или не вместе“».

Тем не менее, в Мариинке ждали новую постановку «Троянцев». Публика предыдущую версию оперы приняла холодно. Тогда Троянский конь был представлен в виде компьютерного вируса. На фоне таких сценических чудес терялись исполнители. И вот теперь режиссер ловко соединил античность древней Трои и современность. Древнегреческие солдаты появляются на сцене с автоматическим оружием.

Яннис Коккос, режиссер-постановщик: «Я хотел добиться какой-то достоверности в показе агрессии грубости. И если мы видим греческих военных, одетых в античные одежды с копьями, которые выходят на этих троянских женщин, мы вряд ли поверим сцене. Это было сделано не для того, чтобы использовать современную военную форму. А для того, чтобы говорить тем языком, который будет понятен современному зрителю».

Коккос фактически разделил оперу на две части. «Падение Трои» и «Троянцы в Карфагене» совершенно разные работы по сценографии. Вторая часть далека от античности. Скорее, это утопический город, о котором мечтали в XIX веке. Однако идиллия оказалась ложной, и обществу суждено было погибнуть. Режиссер признался, что его трактовка «Троянцев», словно детский взгляд самого Берлиоза, когда он мальчиком впитывал строки «Энеиды» Вергилия в интерпретации своего отца.

Читайте также