Аугусто Пиночет предстал перед высшим судом

11.12.2006, 20:10

Видео программы «Сегодня»

Пиночет в очередной и последний раз привлек к себе внимание всей планеты. Больше экс-диктатору не грозят иски, аресты и суды, исключая страшный.

Сегодня Аугусто Пиночет в очередной и последний раз привлек к себе внимание всей планеты. Больше экс-диктатору не грозят иски, аресты и суды, исключая страшный. Самый знаменитый путчист XX века умер в день рождения своей супруги Лусии на 92 году жизни.

Гроб с телом генерала выставили для прощания в Военной академии Сантьяго, и власти уже объявили — Пиночета похоронят с воинскими, но не с президентскими почестями.

Незадолго до смерти генерал сказал, что «берет на себя политическую ответственность за происходившее в годы диктатуры», и добавил — «все, что я делал, сделано для блага родной страны».

Ясно, что благо каждый понимает по своему, но покоя Чили Пиночет не дал и после смерти. Как только о ней объявили, в Сантьяго начались митинги и столкновения сторонников и противников генерала.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Матвеева.

Пиночет выглядел бравым генералом с суровым выражением лица. Он предпочитал называть себя солдатом, а не политиком. Однако это не помешало ему 17 лет управлять государством. Несмотря на созданный образ, во времена службы экс-диктатор вовсе не был солдафоном.

Выходец из семьи среднего класса Аугусто Пиночет Угарте родился в 1915 году. Молодой человек окончил Военную академию, отслужил в пехоте, а затем поступил на факультет права и социальных наук Университета Чили в Сантьяго. Далее образованный военный преподавал студентам в военных академиях и, между прочим, писал тексты для учебников по географии и истории родной страны.

Пиночет вошел в историю как диктатор, причем один из самых жестоких в мире.

Генрих Боровик, журналист: «Это был не просто диктатор, а кровавый диктатор. Сейчас это трудно себе представить, но река, которая течет в Сантьяго, была кровавой. Я не говорю о стадионе, куда свозили десятки тысяч людей. Сторонников режима Альенде там и расстреливали».

Реки крови потекли в 1973 году. У власти в Чили после выборов 1970 года был Сальвадор Альенде, марксист, мечтавший привести страну к коммунизму. Дела его к тому моменту были плохи. Правительство не справлялось с экономическим кризисом, вдохновенно поддерживаемым США.

Второй Фидель Кастро в регионе Вашингтону был совсем не нужен. Альенде обратился за поддержкой к армии, и сам же поставил во главе ее Пиночета, подписав себе этим смертный приговор. Через 19 дней на президентский дворец полетели бомбы.

Изабель Альенде, дочь Сальвадора Альенде: «В день смерти Пиночета я думаю о тех, кто погиб из-за него. Думаю об отце. И о других мучениках, которых пытали и расстреливали».

В результате переворота к власти пришла «хунта четырех», в которой будущий диктатор поначалу не играл ведущей роли. Однако именно он в 1974 стал единоличным правителем страны.

Серго Микоян, доктор исторических наук: «Я считаю, что фигура Пиночета одна из самых мрачных в латиноамериканской истории минувшего века. У нас в печати в то время стеснялись писать о репрессиях в Чили и Аргентине. А на самом деле там погибли около 40 тысяч человек. Сегодня одним фашистом в мире стало меньше».

Антонио Виас, политический эмигрант из Чили: «Необходимо было прятаться, чтобы тебя не нашли. Когда все самое страшное было уже позади — я сумел скрыться — меня еще продолжали искать. Мои товарищи, которых поймали, были убиты».

Параллельно набирало обороты то, что называют «чилийским экономическим чудом». Диктатор прекратил национализацию и взял на вооружение принципы свободной торговли Милтона Фридмана, впоследствии нобелевского лауреата. Пиночет доверился чикагским мальчикам, молодым экономистам, стажировавшимся в Чикаго у Фридмана.

Альфред Кох, в 1997 г. заместитель председателя правительства РФ, в 1996–1997 гг. -председатель Госкомимущества РФ: «Пиночет сделал антиреволюцию. Он не дал провести эксперимент. В этом его огромная заслуга, вместо революции он построил либеральную экономику, которая и сейчас продолжает бурно развиваться».

В результате с экономикой страны произошло примерно то, что с постсоветской экономикой России — напрочь исчез средний класс, появилась пропасть между богатыми и бедными, но при этом от тотальной нищеты не осталось и следа.

Агусто Пиночет, 1973–1990 гг. президент Чили: «Моя совесть чиста. Я ни о чем не жалею. Я никого не убил и не приказывал никого убивать. Это все заблуждение. Я — христианин, и это главное».

Пост президента Пиночет оставил в 1990 году, армию — в 1997. В последние годы против него возбудили сотни судебных дел. Состарившийся диктатор стал изгоем, и не многие подали ему руку. Правда, это демонстративно сделала Маргарет Тэтчер в благодарность за поддержку в Фолклендской войне.

В конце ноября, празднуя 91-й день рождения, генерал взял на себя политическую ответственность за все, что сделал.

Леонел Пласа, президент ассоциации Чили в Росии: «Жаль, что тирана не успели осудить. Он уже начал признавать, что действительно нарушал права человека. Получается, что Пиночета „убили“, и этим спасли его имидж».

Экс-диктатор умер без приговора. Его пять раз сажали под домашний арест, но всякий раз отпускали, то по состоянию здоровья, то из-за недоказанности обвинения. Наказать тирана так и не удалось.

Виталий Найшуль, директор Института национальной модели экономики: «За 15 лет Пиночет произвел грандиозные преобразования в области экономики. Он создал другое государство Чили. Эта страна сохранила свои устои, и при этом получило чрезвычайно эффективную экономику. Я бы сказал, что экономическая сфера в Чили во многом более эффективная, чем в Соединенных Штатах».

Свое тело Пиночет завещал кремировать. Он боялся, что могилу осквернят враги, коих генерал нажил в большом количестве и среди коммунистов в 70-е, и в сегодняшнем мире тотальной демократии.

Читайте также