Знаменитому певцу перемывают кости

08.12.2006, 21:09

Видео программы «Сегодня»

Итальянские ученые обнаружили останки прославленного оперного артиста Фаринелли-кастрата и намерены раскрыть тайну его голоса.

Берлинский театр «Дойче Опера» (Deutsche Oper) потерял головы… из реквизита к скандальной постановке «Идоменей, царь критский». В финале спектакля на сцену выносят отрубленные головы пророка Мухаммеда, Христа, Будды и Посейдона. И вот выяснилось, что все четыре головы пропали.

В истории оперного искусства был период, когда певцы регулярно лишались не бутафорских, а самых настоящих частей тела. Но только один кастрат, Фаринелли, прославился в веках. Итальянские ученые недавно обнаружили его останки и теперь пытаются раскрыть тайну феноменального голоса. О своих открытиях они рассказали корреспонденту НТВ Айрату Шавалиеву.

Синьора Якобони могла бы сесть за клавесин и без нот, ведь на изучение этих арий она положила жизнь. Только вот мелодию не подхватит голос в три октавы, для которого ария и писалась.

Мария Пиа Якобони, профессор музыки: «Сейчас многие мужчины поют фальцетом. Но это же пародия… ни интонации, ни тембра… Голос Фаринелли невозможно повторить».

В огромном особняке в центре Болоньи живут трое: синьора Якобони, ее супруг Луиджи и покойный певец Фаринелли. Дом, в котором умер кастрат, разрушен во время Второй мировой. Но супруги нашли чудом сохранившиеся арии, написанные его рукой.

Двадцать лет назад они основали Центр изучения Фаринелли. Сначала изучали его голос, от которого современницы теряли сознание. А потом взялись и за его тело.

Старое болонское кладбище Киртоза само напоминает город-музей. Если долго идти мимо роскошных саркофагов и грустных нимф, увидишь скромную плиту.

Луиджи Верди, сотрудник Центра изучения Фаринелли: «Вот видите, написано: Карло Броски Фаринелли. Это его полное имя. Могилу нашли только 17 лет назад».

В одном Луиджи и его соратники были уверены: наследников у Фаринелли точно нет. Никто не может помешать перемыть кости великому кастрату.

Луиджи Верди: «Мы вскрыли могилу, и нашли скелет в ужасном состоянии. Было даже непонятно, где кости, а где части гроба».

Они нашли те самые научные материалы, которые должны ответить на вопрос, почему, лишаясь части тела, кастраты приобретали уникальный голос.

В XVIII веке в Италии текли реки детской крови. Родители, рассчитывая заработать, кастрировали юношей, чтобы у них не ломался голос.

Но в веках остался только один кастрат — Фаринелли. Его останки под охраной доставили в здание болонского университета, где сейчас гуляют выпускники.

Ученые начали изучать скелет: установили окружность грудной клетки, взяли анализ ДНК. В буквальном смысле в руках итальянских исследователей самая пикантная тайна роскошной эпохи барокко.

Луиджи Верди: «Судя по черепу, его лицо было, скорее, женским, а тело удивительно длинным. Это не мужчина и не женщина. Он больше похож на инопланетянина. Для нас главное, понять секрет его голоса, и мы близки к разгадке».

Певец Фаринелли был, пожалуй, первой настоящей звездой шоу-бизнеса в нашем сегодняшнем понимании: идеальное сочетание таланта, скандалов и загадочности.

Потерянная могила, перезахоронение, эксгумация, его посмертная биография тоже вполне в законах этого жанра. Только если феномен Фаринелли-кастрата будет разобран по косточкам, не превратится ли он в одного из простых смертных?

Могила будет пустовать не меньше года, а именно столько продлятся исследования. Уже говорят, что останков Фаринелли для полноты научной картины может не хватить.

Недалеко на кладбище есть могила еще одного певца-кастрата. Возможно, доберутся и до него. И выяснят, чего ему не хватало, чтобы стать таким же знаменитым, как Фаринелли.

Читайте также