Россия не боится польских угроз

22.11.2006, 20:35

Видео программы «Сегодня»

Накануне саммита Россия — ЕС в Хельсинки, основной темой которого станет обсуждение нового соглашения о сотрудничестве, Польша пытается диктовать свои условия обеим сторонам.

Россия с нового года может ввести ограничения на поставки продуктов животноводства из Европы. Россельхознадзор опасается, что с принятием в ЕС новых членов Румынии и Болгарии на российский рынок могут попасть некачественные продукты.

В начале месяца подобные ограничения уже были введены в отношении Польши. Варшава назвала это политическим давлением и наложила вето на начало переговоров между Россией и ЕС по поводу нового соглашения о сотрудничестве.

В Москве уже ответили, что Польша такими действиями создает проблемы не для России, а для самого Евросоюза. На этом фоне послезавтра в Хельсинки открывается саммит Россия-ЕС. Чем он может закончиться, выясняет корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

Саммит близится, а Польша все упирается. Варшава требует от Москвы отменить введенное в прошлом году эмбарго на поставки польского мяса, и, кроме того, ратифицировать Энергетическую хартию. В противном случае она будет бойкотировать мандат на переговоры Евросоюза с Россией о новом договоре.

Правила Евросоюза предполагают, что все страны должны дать на это согласие, а Польша не дает. Кажется, весь Евросоюз убеждает Польшу не быть столь категоричной, ведь саммит состоится при любых условиях. Россия спокойно наблюдает за европейским спором.

Сергей Ястржембский, помощник президента России: «Это ваша внутренняя, сугубо европейская проблема. Поэтому наше участие в ее решении просто неуместно, ибо мы не является членами Европейского Союза».

Европа убеждает Польшу, что поставки мяса — это вопрос двусторонних отношений, который не входит в компетенцию Евросоюза, то есть мясо — отдельно, переговоры — отдельно.

Но польские амбиции вышли за рамки торговых связей с Россией, и Варшава упирает на больную европейскую тему, требуя от России подписать Энергетическую хартию.

Для Европы жизненно важно быть уверенной в российском газе, и зная негативное отношение России к хартии в нынешнем виду, Запад надеется урегулировать вопрос поставок в новом соглашении, работу над которым как раз и блокирует теперь Польша.

Марк Франко, глава представительства Европейской комиссии в России: «Евросоюз считает, что хартия должна быть ратифицирована, а запрет на поставку сельскохозяйственной продукции из Польши отменен. Но это ни в коем случае не должно быть предварительным условием проведения переговоров по соглашению между Россией и ЕС».

В отношении самой хартии позиции России вполне однозначна: в этом виде она не может быть ратифицирована. Стране невыгодно допускать европейские компании к российским газораспределительным транзитным системам, ничего не получая взамен.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Мы не собираемся ратифицировать этот договор, и мы неоднократно излагали нашу позицию по данному вопросу. Изъяны самого проекта и прилагаемых к нему документов хорошо известны Евросоюзу».

Нынешнее соглашение о партнерстве с ЕС было подписано Россией в 1994 году. Теперь настали совсем другие времена, и, может, Европа не очень изменилась за это время, но Россия изменилась сильно.

А новое соглашение должно быть выгодно, прежде всего, и Евросоюзу. Россия же вполне может подождать и дальше сотрудничать с Европой в рамках старого договора.

Сергей Ястржембский: «В данном случае мы находимся в очень комфортной ситуации. Над нами нет дамоклова меча в виде фактора времени и мы можем работать столько, сколько хотим, чтобы получить новый текст соглашения».

Накануне очередного саммита Россия-ЕС Владимир Путин опубликовал статью в газете «Файнэншл Таймс» (The Financial Times) , в которой объясняет европейцам, каким он видит развитие отношений России и Европы. Путин надеется, что предстоящий саммит все же положит начало работе над новым соглашением о сотрудничестве.

Владимир Путин, президент России: «Будущие переговоры не должны свестись к взаимным обвинениям. Мы не сможем открыть новую страницу в истории нашего сотрудничества, если поддадимся опасениям относительно растущей зависимости.

Люди, которые предостерегают, что Европа может впасть в зависимость от России, видят российско-европейские отношения в черно-белом цвете и пытаются втиснуть их в устаревшую модель „свой — чужой“.

Прошлое не должно использоваться для того, чтобы нас разделить, потому что мы не можем переписать историю. Наша нынешняя цель — объединить силы, чтобы Россия и ЕС могли создать общее будущее в качестве партнеров или союзников».

Расширившись на Восток, прагматичный Евросоюз столкнулся с политическими амбициями новых членов , которые фактически блокируют принятие важных решений.

Но теперь польский вопрос стал внутренним делом Европы, и Россия от этого конфликта ничего не теряет. А вот приобретет ли Европейский союз качественно новые отношения с Россией теперь зависит от позиции его руководства.

Читайте также