Тайна катастрофы в Иркутске раскрыта?

22.11.2006, 21:20

Специалисты сомневаются в правильности официальных выводов о причинах трагедии в Иркутске.

Эксперты сомневаются в правильности официальных выводов комиссии Межгосударственного авиационного комитета о причинах катастрофы А-310.

Они напоминают об одной из ранее доминирующих версий — технической неисправности. Ситуация, возникшая при посадке аэробуса, в авиации не считается критической, и у погибшего экипажа было время на ее исправление.

По итогам расследования, к трагедии привели «ошибочные и бесконтрольные действия экипажа». Документ подробно расшифровывает, какие ошибки допустили пилоты в первые секунды после приземления в аэропорту назначения.

С итогами расследования и мнениями экспертов ознакомился корреспондент НТВ Сергей Холошевский.

Межгосударственный авиационный комитет был лаконичен: «Катастрофа аэробуса произошла из-за ошибочных и бесконтрольных действий экипажа на этапе пробега после посадки».

Это выводы технической комиссии, куда входили не только российские специалисты, но и представители фирм-производителей как самого самолета из Франции, так и двигателей самолета из США.

Алексей Морозов, глава департамента Межгосударственного авиационного комитета по расследованиям летных происшествий: «Командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения „малый газ“ в положение значительной прямой тяги.

Имея достаточный резерв времени на распознание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя».

Авиалайнер А-310, следующий рейсом №778 Москва — Иркутск, потерпел катастрофу утром 9 июля. После 5-часового полета самолет пошел на снижение. Стюардессы попросили пассажиров пристегнуться, лайнер мягко коснулся полосы и вместо того, чтобы тормозить, на скорости более 200 километров в час с тонной топлива на борту врезался в бетонное ограждение.

«Нас всех кинуло вперед… Когда мы уже встали и стюардесса начала открывать люк, пошел дым. И секунд за 5–10 он полностью заполнил хвостовой отсек», — вспоминают выжившие пассажиры.

В авиакатастрофе погибли 125 и пострадали 78 человек. До сих пор не опознаны тела 7 погибших. Как только спасатели извлекли из-под обломков останки людей, специалисты стали говорить о том, что могло послужить причиной этой страшной трагедии.

Следствие выдвинуло сразу четыре версии: техническая неисправность, теракт, плохие метеоусловия (в то утро во время посадки шел сильный ливень) и ошибка экипажа. Вспомнили о короткой взлетно-посадочной полосе, об ее уклоне в 1 градус и о том, что здесь уже случались инциденты с крупными самолетами.

Слухи о теракте не подтвердились. И именно первая версия о технической неисправности долгое время была доминирующей. Считалось, что на одном из двигателей не сработал реверс и включение обратной тяги для торможения. А специалисты гадали, почему отказал двигатель.

Анатолий Квочур, руководитель пилотажно-исследовательского центра летного института имени М. М. Громого: «В таких случаях происходит резкий и мощный рывок в сторону отказавшего двигателя. Если полоса мокрая, то снижается коэффициент сцепления колес. И летчики оказались в условиях, когда они уже не могли повлиять на процесс».

Однако только сейчас в Москве пришли к выводу, что командир корабля случайно переместил рычаг управления левым двигателем, а второй пилот не заметил этого. Получается, что техническая неисправность здесь ни при чем.

Владимир Бирюков, эксперт Межгосударственного авиационного комитета, заслуженный летчик-испытатель России: «Факты говорят о том, что самолет был практически абсолютно исправен. Почему я говорю „практически“? Потому что был деактивирован, то есть отключен, реверс одного двигателя, что в принципе допускается всеми документами».

Получить какие-либо комментарии от представителей авиакомпании «Сибирь», которой принадлежал лайнер, не удалось. В Иркутске люди, хорошо знавшие пилотов, говорят, что такую грубую ошибку они допустить не могли.

«С нашей точки зрения, говорить об этом, по крайней мере, аморально. Компания „Эйрбас“ (Airbus) уже провела свое расследование, в котором как бы официально причиной аварии был назван отказ двигателя», — возмущаются они.

В любом случае окончательный отчет об этом расследовании подписан всеми членами технической комиссии. И лишь только один из них выразил особое мнение.

Читайте также