Космическая промышленность приоткрыла завесу тайны

15.11.2006, 11:37

Видео программы «Сегодня»

На Байконуре начались предстартовые испытания ракеты-носителя «Союз-2», создатели которой раскрыли некоторые секреты.

На Байконуре начались предстартовые испытания ракеты-носителя «Союз-2», создатели которой раскрыли некоторые секреты.

На закрытом предприятии в Самаре, где собирают ракеты нового поколения, побывал корреспондент НТВ Михаил Чернов.

Перед входом в цех общей сборки нужно обязательно надеть белый халат. «У нас стерильно как в больнице», — шутит руководство конструкторского бюро «Прогресс».

Сперва проводится короткий инструктаж. Предприятие режимное, большинство производств секретное, поэтому крупным планом снимать стены и перекрытия очень нежелательно.

Новая модификация «Союза-2» в ближайшее время совершит свой первый полет. Российский космический грузовик должен доставить на орбиту международный телескоп «Кора», с помощью которого далекие звезды и планеты станут ближе.

Запуск оплачивает французское космическое агентство, но цена вопроса — коммерческая тайна.

Владимир Потякин, заместитель начальника цеха общей сборки: «Первая ступень, так называемые „морковки“, это боковые части. Вторая ступень — длинная часть до оранжевого колечка. Третья ступень — серая с оранжевым кольцом».

Именно доработанная третья ступень является главным ноу-хау ракеты. У нее более мощный двигатель, лишние 900 килограммов груза и улучшенная система управления.

Российские ракеты, хоть и одноразовые, но американским челнокам не уступают, считают конструкторы. Более 1600 успешных запусков тому подтверждение.

Александр Чечин, первый заместитель генерального конструктора ЦСКБ «Прогресс»: «Шаттл — это очень крупная и дорогая система по сравнению с „Союзом“. И по стоимости большая разница и по надежности, конечно. Все помнят неприятности, которые были у американцев».

Инженер-испытатель Михаил Тягунов в конструкторском бюро проработал почти полвека. Команду «ключ на старт» он слышал сотни раз. Говорит, что «Союз-2» такой же, на котором летал Юрий Гагарин, только во много раз точнее, мощнее и надежнее.

Ракету-носитель на предприятии тестировали две недели, а затем отправили на стартовую площадку. Чтобы доставить «Союз» на Байконур требуется состав из 15 вагонов. Каждую деталь загружают в отдельный контейнер. Этот процесс занимает больше недели.

Сейчас на космодроме уже начались предварительные испытания. Старт намечен на конец декабря. До тех пор название изделия со специальной доски на предприятии не стирают. Примета такая.

Владимир Потякин, заместитель начальника цеха общей сборки: «У нас есть целый список. Когда ракета уходит, то мы ее с доски стираем».

Однако саму заветную увидеть не удалось, посторонним ее не показали из-за суеверия.

Если «Союз» удачно доставит французский телескоп в космос, предприятие ждут новые заказы. Для работников оборонки это даже ближе и важнее того, что разглядит в далеком космосе иностранный аппарат.

Читайте также