Мнения по поводу приговора Хусейну разделились

05.11.2006, 20:52

Смертный приговор Хусейну мир принял примерно так же, как войну в Ираке.

Смертный приговор Хусейну мир принял примерно так же, как войну в Ираке. Соединенные Штаты, Британия, Австралия и примкнувший к ним шиитский Иран назвали сегодняшний день праздником и триумфом справедливости.

Большинство европейских стран, включая Францию, заявили, что выступают против смертной казни, кого бы к ней ни приговорили.

Российские политики добавляют, что смерть Саддама грозит Ираку новым кровопролитием, и, возможно, гражданской войной.

Прогнозы и оценки суммировал корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

В Багдаде давно неспокойно, но в этот напряжение было особенным. Накануне по количеству военных и проверкам на дорогах стало ясно: здесь готовятся к худшему варианту развития событий.

Халил Дулайми, адвокат Саддама Хусейна: «Если приговор будет смертным, американцы заплатят такую цену, которой даже не могут себе представить. В Ираке начнется катастрофа, какой еще никогда не случалось. Надо понимать, что это вердикт политический».

Приговор бывшему президенту только усугубил раскол в иракском обществе: в шиитских кварталах — ликование, в суннитских — траурная тишина.

Смертный приговор назвали справедливым представители действующей власти Ирака. При этом президент страны Джаляль Талабани демонстративно отказался его комментировать, чтобы его не заподозрили во вмешательстве в дела суда.

На этом фоне примечательно заявление МИДа Ирана, решительнее всех приветствовавшего приговор Хусейну. «Смерть — это меньшее, что заслужил Саддам», — говорят в Тегеране. Российский МИД отреагировал весьма сдержанно.

Михаил Камынин, официальный представитель МИД РФ: «Судебный процесс над гражданином любой страны, какой бы пост он прежде не занимал, является внутренним делом государства. Он должен вестись и завершаться без подсказок извне».

«Это хороший день для иракского народа», — заявляет администрация Белого дома. МИД Британии также приветствует решение суда.

Приговор вызвал в мире бурную дискуссию. Все согласны с тем, что диктатор должен быть осужден, но Евросоюз последователен в отстаивании запрета смертной казни.

МИД Франции заявил о несогласии с жестким решением и надеется донести до Ирака идею о негуманности смертной казни.

Премьер Италии Романо Проди напомнил о том, что смертная казнь противоречит европейским ценностям.

Дальшейшая ситуация в Ираке не менее важна, чем жизнь и смерть Хусейна. В Европе и США надеются, что мирное решение возможно и после оглашения приговора экс-диктатору. Но в мире не все разделяют это мнение.

Романо Проди, премьер-министр Италии: «В Ираке не один Саддам. Есть миллионы Саддамов, которые могут заменить его и продолжить сопротивление против американских войск. То есть приговор не поможет американцам. Думаю, обстановка только осложнится».

Аббас Халаф, посол Ирака в РФ в 2002–2003гг: «Последствий военных и политических — в широком смысле слова — быть не должно. Те, кто выступает против смертного приговора, за исключением земляков Саддама, не слишком жаждут возвращения Хусейна. Он и суннитам много насолил. Но это будет использовано последними в пропагандистских целях».

Приговор Хусейну лишь частично помогает американской администрации доказать правильность своей политики в Ираке. Пока в стране не будет мира и стабильности, эта политика все равно будет вызывать вопросы.

Георгий Мирский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института мировой и международный отношений РАН: «Приговор станет ударом по всему миру. Пример Хусейна показывает, что в Вашингтоне могут решать, кого из правителей отдать под суд, кого повесить. Но самое главное — унизить подсудимого еще раз».

Несмотря на категоричность приговора, есть и возможность его смягчения. Апелляция будет подана в понедельник, а финальной даты для вынесения решения нет.

Если же вердикт суда будет подтвержден, то Хусейна казнят в 30-дневный срок. Однако президент страны может не подписать смертный приговор.

Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ: «Хусейн может быть помилован. Но кто сейчас президент Ирака? Джаляль Талабани, лидер курдского освободительного движения. Любой человек, который хоть что-нибудь понимает в иракских делах, никогда в жизни даже представить себе не сможет, чтобы Талабани помиловал главного палача своего народа».

Впрочем, сигнал нынешнему руководству Ирака должен поступить от руководства США. Именно Белый дом решит, какой Хусейн ему выгоднее — живой и униженный заключенный, либо мертвый и идеализированный иракским сопротивлением.