Фестивальная «Территория» удивляет и шокирует

19.10.2006, 21:04

Видео программы «Сегодня»

На столичных сценах показывают авангардные перформансы, а модные режиссеры, музыканты и художники проводят мастер-классы.

В Москве продолжается фестиваль «Территория». На столичных сценах показывают авангардные постановки и перформансы, крутят музыку андеграунда, а модные режиссеры, музыканты и художники проводят мастер-классы.

Как заявляют организаторы фестиваля, на «Территории» нет VIP-зон и фейс-контроля; главное — найти нужные двери. В некоторые из них постучался корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Мастер-класс Олега Кулика — видеохроника художественных провокаций. Вот Кулик в образе человека-собаки кусает прохожих. Вот та же «собака» не пускает шведов на выставку в Стокгольме. Дело заканчивается полицией.

Студенты провинциальных культурных вузов в культурном шоке. Кто-то демонстративно уходит с занятий, с задних рядов доносится: «Выпендривается».

По взаимному соглашению сторон Олег Кулик не стал раздеваться, исполняя перформанс «Кулик Кулику глаз не выклюет». Художник рисует сам себя, разговаривает с изображением, а потом разбивает его.

Но, сославшись, на отсутствие настроения, Кулик позволил «клюнуть себя в глаз» подрастающему поколению.

Кирилл Серебренников, режиссер, организатор фестиваля «Территория»: «Мы предлагаем не то, с чем они привыкли сталкиваться каждый день у себя в институтах. Конечно, волнуюсь за их сознание, за их мозг, там произошли какие-то взрывы».

Итальянцы учили студентов, как носить и как делать маски. Семейное дело ремесленников и художников Сартори когда-то возродило комедию дель арте. Донато Сартори показывает, как правильно делать гипсовый слепок.

Со стороны происходящее напоминало анатомический театр, но в результате получился театр мимический.

Донато Сартори, руководитель Центра масок, мимики и жестов (Италия): «Обратите внимание, если посмотреть на слепок под определенным углом, то он кажется не вогнутым, а выпуклым, объемным».

Территория современного искусства — это почти все жанры и лучшие культмассовые площадки столицы. Что неудивительно, когда в фестивальном буклете первое официальное поздравление за подписью Владислава Суркова, помощника президента и одной из самых закрытых фигур кремлевской администрации.

По ночам фестиваль перемещается в клубы. Приглашенных музыкантов из Нью-Йорка, Лондона и Берлина объединяет общее прошлое: они все — наши бывшие соотечественники.

Дирижер Теодор Курензис, прославившийся постановкой «Аиды» в Новосибирском театре оперы, впервые представил публике «Лакримозу» (Lacrimosa) — каноническую часть «Заупокойной мессы», написанную тремя молодыми русскими композиторами.

Такой музыки Концертный зал имени Чайковского еще не слышал. Реквием получился инфернальным и вполне пригодным для саундтрека фильма ужасов. Впрочем, дирижер уверен: верной дорогой идете, товарищи-композиторы.