В атмосферу могли попасть радиоактивные газы

09.10.2006, 19:45

В двери мирового ядерного клуба довольно громко постучали. Северная Корея осуществила первое в своей истории испытание ядерного взрывного устройства.

В двери мирового ядерного клуба довольно громко постучали. Северная Корея осуществила первое в своей истории испытание ядерного взрывного устройства. Об этом сообщило государственное телеграфное агентство, отметив, что они «прошли с величайшей мудростью и соблюдением всех технологических правил».

Первый за последние восемь лет ядерный взрыв прогремел в 10:36 по пхеньянскому времени (в Москве была половина шестого утра) на северо-востоке страны внутри горного хребта Хамген, в 130 километрах от российской границы.

Изначально мощность подземного взрыва оценили в 400–500 тонн в тротиловом эквиваленте, потом эта цифра увеличилась до 15-ти килотонн. Примерно такой же мощности была бомба, взорванная в Хиросиме.

На современном этапе развития вооружений северокорейский взрыв не считается мощным, однако, его хватило, чтобы спровоцировать в регионе землетрясение силой в 3,5 балла по шкале Рихтера.

В Пхеньяне подчеркивают, что утечки радиации не произошло. Тем не менее, по словам экспертов, попадание в атмосферу радиоактивных изотопов все же возможно — через трещины в грунте. Выход радиоактивных газов может начаться не сразу, а примерно через 10–20 часов после взрыва.

На Дальнем Востоке уже начали внимательно следить и за направлением ветра, и за радиационным фоном.

За взрывной волной прокатившейся по всему миру и цепной дипломатической реакцией следит корреспондент НТВ Владимир Якименко.

Сегодня в половине шестого утра по московскому времени на северо-востоке Корейского полуострова был зафиксирован подземный толчок мощностью 3,6 балла по шкале Рихтера. Несколько минут спустя Пхеньян объявил об успешном проведении ядерного испытания, назвав это событие историческим.

«Испытание — итог мудрого руководства и технологий КНДР. Ядерное испытание будет содействовать поддержанию мира и стабильности на Корейском полуострове и в прилегающем регионе», — сообщила ведущая северокорейского телевидения.

Мощность взрыва была относительно небольшой, меньше, чем от бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Но взрывная волна прокатилась по всему миру — настолько сильную реакцию вызвали эти тесты, чаще именуемые провокацией. Южная Корея усилила охрану границы вдоль 38-й параллели. С американских военных баз в регионе подняты самолеты-перехватчики.

Но Му Хен, президент Южной Кореи: «Мы больше не собираемся терпеть и принимать все, что делает Северная Корея, как это было в прошлом».

Символично, что сегодня утвержден следующий генеральный секретарь ООН. Им стал министр иностранных дел Южной Кореи. И теперь для республики ядерная программа КНДР перестает быть только проблемой двусторонних отношений. Пан Ги Муну придется разбираться в корейском ядерном вопросе с высоты первого дипломата мира.

Пока же официальный Сеул прекратил гуманитарную помощь северным соседям и заявил, что возврата к прежним отношениям не будет. Даже осторожный в своей дипломатии главный партнер Ким Чен Ира — Китай — заявил в несвойственной манере о дерзком поступке КНДР.

Слова осуждения в адрес Пхеньяна звучат сегодня по всему миру. Ночные события обсуждают НАТО, Евросоюз и Совбез ООН. Однако сможет ли мировое сообщество достойно ответить Пхеньяну?

Ведь ни международная изоляция, ни экономические санкции, ни дипломатические протесты не помешали коммунистической Корее осуществить задуманное. КНДР — единственная страна в мире, где военный бюджет сопоставим со всеми остальными затратами, и любой житель может отказаться от всех благ для достижения коммунизма.

Москва предлагает Пхеньяну вернуться к шестисторонним переговорам, и это далеко не первое заявление российского МИДа о том, что диалог, а не силовое или политическое давление, — лучший способ решить проблему.

Михаил Камынин, официальный представитель МИД России: «Корейская Народная Демократическая Республика должна незамедлительно предпринять шаги для того, чтобы вернуться в режим договора о нераспространении ядерного оружия и сделать все необходимое для возобновления шестисторонних переговоров».

Предыдущие пять раундов переговоров так ничем и не закончились. Фактически разговор превратился в торг между Соединенными Штатами и Северной Кореей. После очередных обвинений в финансовых махинациях корейцы заявили, что Вашингтон желает править миром, и вопрос с ядерной программой и переговорами отныне закрыт.

Сергей Караганов, руководитель Совета по внешней и оборонной политике: «Больше всех провалились США, самоназначенный лидер международного сообщества и самая мощная держава мира. Все санкции не подействовали. К сожалению, оказалось, что международное сообщество и его лидеры частично из-за бездеятельности, частично из-за разногласия не смогли оказать некоего существенного влияния».

Константин Косачёв, председатель комитета Госдумы по международным делам: «Происходит то, о чем неоднократно предупреждала Россия. Излишнее давление на Северную Корею, прежде всего со стороны Соединенных Штатов Америки, будет давать прямо противоположный эффект».

У противостояния Вашингтона и Пхеньяна есть решение. Подчиненные Ким Чен Ира не раз говорили, что готовы приостановить атомную программу, но только в том случае, если США пойдут на двусторонний диалог. Ответа из Вашингтона нет до сих пор, а это значит, что мир столкнулся с новой ядерной угрозой.