Театр Ленсовета возвращает на подмостки классическую мелодраму Островского

06.05.2014, 18:13

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Премьера спектакля «Без вины виноватые» ориентирована на академический театральный стиль, при котором классика преподносится так, как будто артисты играют ее в XIX веке.

Сегодня в Петербурге необычная премьера. Для тех, кто устал от современного прочтения классики, театр имени Ленсовета предлагает академическую постановку по пьесе Островского «Без вины виноватые». При этом труппа играет спектакль так, как это могло быть во времена создания этого произведения — в 1880-х годах.

Насколько актуален этот нестандартный в наши дни подход и что в итоге получилось, на генеральной репетиции увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Зрителям программки под старину оказались явно в новинку. В театре Ленсовета решили не только оформить, но и сыграть пьесу «Без вины виноватые» так же, как ее играли во времена Островского.

Лариса Луппиан, народная артистка России, исполнительница роли Кручининой: «Мы решили преподнести эту историю как будто она произошла во времена Островского. У нас костюмы соблюдены, декорации, у нас идет разбор. Это настоящий психологический театр — такой, какой был раньше. Мы не ходим в джинсах, не бегаем, не пьем пивко».

Актриса с удовольствием перебирает наряды, которые, как и в пьесе, в прежние времена стоили бы не меньше 600 рублей царскими купюрами. А вот от канонического текста ради экономии времени пришлось немного отступить.

Лариса Луппиан, народная артистка России, исполнительница роли Кручининой: «Но вот я, например, правила свои реплики, когда повторы были какие-то. Даже Островский делал повторы одного и того же слова. Это можно убрать. Я старалась сэкономить время. Все равно современный зритель спешит, торопится. Он не такой, какой был раньше».

Далеко не все актеры приветствовали необычный прием сыграть в театр, который закончился в первой половине прошлого века. Спектакль, говорят, рождался в больших спорах с режиссером. Но компромисс все-таки был найден.

Антон Багров, исполнитель роли Незнамова: «Он меня, конечно, просил играть человека из того времени. Но меня это как актера никак не греет. И поэтому я пытаюсь наполнять Незнамова своими современными болевыми точками. Потому что именно этот человек должен быть современным. Иначе не будет живого нерва».

А Сергею Мигицко играть в театральную старину, очевидно, нравится. Тем более что ему досталась роль, позволяющая выдержать такую стилизацию.

После бесконечного осовременивания классики на сцене и трактовки известных сюжетов порой как абсурдистских, нынешняя премьера может стать чем-то вроде попытки возврата к академизму.

Олег Леваков, народный артист России, режиссер-постановщик: «Мы надеемся, что тот призыв Анатолия Васильевича Луначарского „Назад к Островскому“ в свое время, когда началась вакханалия модернизма, сыграл определенную роль в театральном искусстве».

На афишах театра Ленсовета спектакль по пьесе Островского «Без вины виноватые» мог появиться еще 30 лет назад. Кручинину репетировала сама Алиса Фрейндлих. Но тогда актриса сделала выбор в пользу сцены БДТ. Игорь Владимиров вынужден был отменить премьеру.

Артисты уверены: постановка полностью соответствует духу владимировского театра. И потому что поставил ее ученик мастера, и потому что актеры на сцене немного лукавят: погружаясь в старинный театр, пародируют современные нравы.

Читайте также