Россия подарила американскому народу памятник

12.09.2006, 10:48

На берегу Гудзона в городе Байон открыт монумент работы Зураба Церетели «Слеза скорби», созданный в память о погибших в результате терактов 11 сентября.

На берегу Гудзона в городе Байон открыт монумент работы Зураба Церетели «Слеза скорби», созданный в память о погибших в результате терактов 11 сентября.

Репортаж собственного корреспондента НТВ Алексея Веселовского.

Россия подарила Америке памятник жертвам «воздушной атаки». Его открыли на месте бывшей военной базы в Нью-Джерси, напротив нижнего Манхэттена, и места, где когда-то стояли башни-близнецы.

Столько людей вместе городок Байон не видел никогда, и уж тем более, наверное, не мечтал, что на его земле будет стоять первый мемориал памяти. Еще недавно казалось, что «слезу» Зурабу Церетели в пору высекать из самой идеи поставить памятник в Америке.

От его творения отказался Нью-Йорк, а потом Джерси-Сити. и только в Байоне приняли на «ура» и набросок и сам монумент.

Майкл Далкес, ветеран Второй мировой войны: «Нам страшно повезло, что Джерси-Сити отказался от этого памятника. Теперь только у нас в Байоне есть настоящее искусство».

С трибуны вспоминали о том, что когда-то Франция подарила Америке статую Свободы, и та тоже вызывала много споров. Искусству нужно дать время, подвели итог. На открытие приехал Билл Клинтон. Он рассказал, что еще в Москве мимо работ Церетели спокойно проехать не мог.

Билл Клинтон, бывший президент США: «Если вы приедете в Москву, то увидите огромный монумент, посвященный годовщине Второй мировой. У меня дома, например, есть маленький портрет моей мамы, который он мне подарил. Это великий мастер, спасибо ему».

Спикер Совета федерации Сергей Миронов на торжествах представлял Россию. Он говорил о недооценке силы искусства в борьбе с терроризмом и о том, как трудно работать с депутатами, которые не всегда понимают.

Сергей Миронов, председатель Совета федерации РФ: «Не могу не отметить ту ответственность, которую в этой борьбе несет законодательная власть. Считаю, что парламентариям всех стран необходимо активизировать свои усилия по созданию единого правового пространства в области борьбы с терроризмом».

Автор казался довольным, хотя про его 30-метровую стелу накануне сплетничали, что фамилии жертв на постаменте не совсем те, некоторые высечены с ошибками, а каких-то якобы вообще не существовало. Но скульптора, как и художника, отшучивается мастер, легко обидеть.

Зураб Церетели, президент Российской академии художеств: «Одна женщина спрашивает „почему фамилии моего мужа нет?“. Оказывается, он скончался 10 лет тому назад. Я получил утвержденный список имен и не мог ничего менять».

Его творение уже сказалось на развитии городка, уверен маэстро. Вокруг стелы планируется разбить большой парк для отдыха. Церетели уже предложил сделать его скульптурным и наводнить своими работами. Байон, конечно, не Москва, но и здесь власти идут ему навстречу.

Читайте также