Дамаск объявил, что почти справился с мятежниками и террористами

27.04.2014, 20:52

Видеосюжет: Вадим Фефилов (@vadimfefilov)
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

На минувшей неделе официальный Дамаск объявил о решительном переломе в противостоянии с мятежниками, бандитами и террористами, многие из которых не скрывают своей принадлежности к радикальным исламским течениям.

Одним из центров ожесточенных боев остается город Кесаб. Почему? Ответ на этот вопрос знает специальный корреспондент НТВ Вадим Фефилов.

Высокие горы рядом с побережьем Средиземного моря. Места курортные, только без курортников. На границе с Турцией, государством — членом НАТО, сирийские солдаты зажимают в огненное кольцо отряды радикальных фанатиков.

Еще в начале недели здесь висели черные флаги джихадистов, а теперь укрепляются сирийские пограничники. Город Кесаб — в прямой видимости. Стратегически важная задача восстановить там пограноотряд.

На подходах к Кесабу погиб двоюродный брат президента Сирии, влиятельный командир Гиляль Асад. Здесь же турецкие ПВО сбили сирийский военный самолет. Отношения между Сирией и Турцией хуже некуда.

На линии фронта солдаты ежедневно поднимают сотни килограммов груза — боеприпасы, провиант, медикаменты, а спускают с высот раненых и убитых. Здесь воюют не только армейские части, но еще и так называемые силы национальной обороны — люди гражданских профессий. И не обязательно молодежь.

До недавнего времени это были самые спокойные районы страны, здесь не знали, что такое война. Власти не предполагали, что отряды «Фронта поддержки», называющие себя «Аль-Каидой в Сирии», захватят некогда курортный городок, населенный в основном этническими армянами.

Сирийские военные заявляют, что боевики казнили на площади 61 человека — госслужащих и милиционеров. В армянской диаспоре говорят о 38 пропавших без вести. Беженцев — 2700, а население городка было 3000 человек. В смутные времена любая статистика приблизительна, а цифры противоречивы.

Радикалы были отлично подготовлены и без поддержки турецких военных или спецслужб не смогли бы спланировать такую тяжелую горную операцию. Нехватки в снаряжении у боевиков тоже не наблюдается. Тут убеждены, что пояса для смертников не смогли бы произвести кустари-одиночки в темных подвалах — только специалисты в заводских условиях. Слишком аккуратно они собраны.

На карте Сирии осталось несколько «горячих точек» — пригородах Дамаска, в Алеппо, Хомсе и Кесабе. Но говорят, что в целом по стране властям удается переломить ситуацию. Когда будет освобожден Кесаб, точного ответа на этот вопрос с нетерпением ждут беженцы из Кесаба, этнические армяне. Они разместились в соседнем приморском городе Латакия — одни у знакомых, других приютила местная церковь.

Агоп Саржьян, частный врач из Кесаба: «Мы все бросали и покидали наши дома в считаные минуты. Было страшно. Здесь люди нам дали одежду и все самое необходимое».

Похожая ситуация случилась зимой в Маалюле — единственном месте на земле, где по-прежнему говорят на арамейском, языке времен Иисуса Христа. С радикальными фанатиками не могли справиться несколько месяцев, и теперь понятно почему.

Полицейский: «Эти трещины в скалах настолько крепкие и глубокие, что даже наша артиллерия не могла достать здесь террористов».

Теперь здесь относительно спокойно. За порядком следят вернувшиеся домой арамейцы. Все мужчины записались в милицию, ходят по городу только с оружием. Арамейцы сейчас заняты тем, что подсчитывают ущерб, нанесенный радикальными фанатиками. В начале недели в Маалюле побывал президент Башар Асад. Обещал, что государство окажет арамейцам посильную помощь, хотя есть потери невосполнимые.

А в горах у Кесаба бои продолжаются. Центральные власти страны запретили применять по центру города тяжелую артиллерию, чтобы случайно не разрушить древние армянские церкви и не сжечь реликтовые леса вокруг. Военным поставлена задача — выбить боевиков только с помощью ручного оружия и пулеметов.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также