Главная киношкола России принимает поздравления

01.09.2006, 17:40

Видео программы «Сегодня»

Уже 87 лет ВГИК воспитывает студентов. В 1919 году в мастерскую приглашали только актеров.

Уже 87 лет ВГИК воспитывает студентов. В 1919 году в мастерскую приглашали только актеров. Через несколько лет факультетов стало больше, а молва об институте облетела весь мир. Берлинские газеты удивлялись, как советской России удалось сделать то, чего не смог Голливуд.

Репортаж корреспондента НТВ Дмитрия Новикова.

Все лето студенческий реквизит пролежал в больших целлофановых мешках. Будущим актерам теперь надлежит разобрать пакеты, отделить свою сценическую обувь от обуви напарника, чтобы было в чем выходить на учебную сцену. Прямо в коридорах происходят первые знакомства друг с другом и своими мастерами.

Первый звонок во ВГИКе — не звонок, а шквал аплодисментов. Здесь даже 1 сентября — день обоюдных творческих этюдов. Вот преподаватели, набрав в свои мастерские первокурсников, выходят на сцену со словами напутствия. На самом деле — это их творческий этюд. Полукругом встали, в глаза студентам посмотрели. Но задор первокурсников все равно никак не остановить.

В коридорах разговоры не о том, как лето провели. Интересно, кто какие фильмы посмотрел. В головах студентов тысячи картин, сюжетов и эпизодов. Вот первокурсница с киноведческого рассказывает о соцреализме.

Студентка ВГИКа: «Мы спорили-спорили, хорошо ли это — гиперреализм — или плохо. Я прихожу к мнению, что это хорошо. Всегда был Достоевский, всегда Миллер, всегда был критический реализм. Почему, допустим, гиперреализм не имеет права на существование?»

Граждане из Японии — первокурсники с операторского. Они попали под влияние фильмов Тарковского и приехали в Россию учиться снимать кино.

ВГИК 2006 года — не тот, что ВГИК 80-летней или 20-летней давности, когда учеба была размеренной и растянутой во времени. Теперь студенты снимают, не отрываясь от учебного процесса. Отечественному кинопроизводству настолько не хватает новых талантов, что работа находится даже для первокурсников.

Режиссер Алексей Учитель в поиске своих студентов. Они разбрелись по ВГИКу, изучая запутанную систему расположения мастерских и кинокабинетов.

Алексей Учитель, режиссер: «Наш российский кинематограф давно не завоевывал „Оскара“, не побеждал в Каннах, в Берлине. Поэтому я уверен, что среди сегодняшних студентов, которые стали первокурсниками, обязательно окажутся победители этих фестивалей».

О том, что абитуриентам удалось преодолеть, чтобы попасть, протиснуться в киностуденчество, во вгиковских коридорах вспоминают в лицах. Институт кинематографии сегодня — это небывалый конкурс в трехзначных цифрах.

Александр Новиков, ректор ВГИКа: «На 9 мест режиссуры художественного фильма сегодня было более 500 желающих. А если об актерах говорить, то на 15 мест около 2000 претендентов. Настоящий кинобум. Есть у людей желание работать в этой сфере».

Мастер Александр Линьков передает своим студентам «нечто». С этим «нечто» каждый пытается что-то делать — понять, попробовать, примерить. Если предположить, что это знания, то их передача во ВГИКе проходит везде и всюду, куда ни загляни — кругом передача знаний.

Алексей Баталов, народный артист СССР: «Все же стремятся высунуться на экран. И, естественно, очень хочется, чтобы ребята по-настоящему профессионально проявляли себя».

Поиск сценической обуви в архивных вгиковских целлофановых мешках у студентов увенчался успехом. Туфли для чечетки теперь у всех есть. Даже военные сапоги для киноэпопей сыскались. Один из старейших в мире киноинститутов начал свой 88-й учебный год.

Читайте также