Россия не сдает позиции в космосе

27.08.2006, 14:14

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» в эти дни отмечает 60-летний юбилей. На предприятии многое создавалось впервые. Но останавливаться на достигнутом ученые не собираются.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» в эти дни отмечает 60-летний юбилей. На предприятии многое создавалось впервые. Но останавливаться на достигнутом ученые не собираются.

Репортаж корреспондента НТВ Петра Любимова.

Стол в кабинете Сергея Павловича Королева помнит чертежи первых ракет. До сих пор за ним проходят рабочие совещания.

Вся российская космонавтика прошла через эти стены — от первой ракеты Р-1, копии немецкой «ФАУ-2», и первого искусственного спутника до Международной космической станции.

Десятилетия назад рост и вес были одними из главных качеств космонавта. Техника строилась с оглядкой на военные приоритеты: комфорт в обмен на дополнительные функции. Государство денег не жалело, можно было осваивать и лунную программу, и выходы в открытый космос, и строительство в одиночку пилотируемой станции.

Николай Севастьянов, президент ракетно-космической корпорации «Энергия»: «На то время заказчиками были военные. Поэтому молодым ученым не нужно было считать, как это будет окупаться. Нужно было продукцию сделать под заказ».

Салон, как в дорогой иномарке, управление — как на военном истребителе. На многоразовом корабле «Клипере» можно и профессиональных космонавтов возить и туристов.

Николай Брюханов, заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия»: «Полеты в космос будут проходить так, как сейчас полеты на самолетах гражданской авиации».

В конструкторском бюро давно вместо кульманов стоят компьютеры. За ними работают обычные люди с земными проблемами. Раньше шли за престижностью, теперь идут за фантастикой, за возможностью, например, самому спроектировать лунную базу.

Александр Кротиков, инженер-конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия»: «Надеюсь, что нам зарплату под Новый год еще повысят, и будем вообще замечательно жить. Квартиру снять не получится, но если есть жилье, хватит вполне».

За годы в космической философии произошли изменения. Если раньше космос, прежде всего, политические амбиции — «зато мы делаем ракеты», то теперь главное деньги.

Та же лунная программа просчитана экономистами. Вывод: это может приносить доход из-за открытых на спутнике Земли гигантских запасов гелия-3, сырья для выработки энергии.

Николай Севастьянов, президент ракетно-космической корпорации «Энергия»: «Мы уже говорим не просто об освоении космического пространства для удовлетворения своих каких-то амбиций или интереса. Мы говорим о промышленном освоении космоса».