Легендарному ЗИЛу — 90

02.08.2006, 11:28

Завод «ЗИЛ» отмечает юбилей. За 90 лет с лент конвейера сходили и грузовики, и броневики, и реактивные снаряды, и домашние холодильники, и велосипеды.

Завод «ЗИЛ» отмечает юбилей. За 90 лет с лент конвейера сходили и грузовики, и броневики, и реактивные снаряды, и домашние холодильники, и велосипеды. А началось все 2 августа 1916 года.

Репортаж корреспондента НТВ Антона Войцеховского.

Из всех крылатых фраз конвейеру на «ЗИЛе» подойдет самое лаконичное: «Движение — жизнь». Старейший автомобильный завод России помнит и хорошие, и тяжелые времена, но его лента конвейера почти никогда не прекращала движения.

Вначале не было ни ленты, ни завода. Основанный в 1916 году, он больше напоминал полукустарную мастерскую, и машины здесь не собирали, а перебирали, в основном итальянских и немецких производителей.

После революции и революционного «Прощай, телега — даешь автомобиль» завод отстроили ударными темпами. Первая машина и первые цеха были готовы почти одновременно. «АМО F-15», хотя с виду был типичный «Фиат», в историю вошел как первый отечественный.

Вслед за грузовым вариантом последовал «АМО» для пожарных, «АМО» для «скорой помощи» и даже бронированный «АМО» для фронта. Еще одна речовка советского периода: «Завод „ЗИЛ“ что только ни производил». В войну это были реактивные снаряды для «Катюш», после войны неавтомобильный ассортимент завода только расширился. Это были велосипеды и домашние холодильники — кстати, первые, которые стали выпускаться в нашей стране.

Аппараты для охлаждения напитков и неподъемные микроволновки — 42 килограмма без упаковки. Автомобильный ряд тоже ширился и тяжелел. Для мирной жизни делали грузовики и автобусы, для нужд армии — тягачи и «Амфибии». Глядя на такую картинку, можно точно сказать: эти машины грязи не боятся.

Владимир Борисюк, начальник автосварочного производства: «Сейчас мы в смену выпускаем от 55 до 65 автомобилей — в зависимости от плана».

А раньше только в этом цехе за смену выходило 700 машин. В 90-е годы «ЗИЛ» свой выпуск притормозил. По-прежнему были заказы, по-прежнему шла модернизация, но общий объем снизился в разы и одновременно упал и вес производимой «ЗИЛом» техники.

Его нынешний знаковый автомобиль — малотоннажник 5301, прозванный в народе «Бычок». Автогигант, производящий автомобиль с уменьшительным названием, это немного нонсенс. Но «ЗИЛ» скоро совсем потеряет статус самого большого завода Москвы. От 360 гектаров у него уже осталось 260, а в конце концов «ЗИЛ» будет базироваться на 60.

Все вредные кузничные и литейные производства вынесут за территорию города. Завод подгонят под стандарт «Евро-2» и «Евро-3» , его ассортимент может кардинально измениться.

Правда, глядя на ленту конвейера, верится, что ей еще далеко до полной остановки, тем более, когда рабочие несмотря ни на что говорят такие слова: «На „ЗИЛе“ все нам по силе».

Читайте также