Грузия и Абхазия на пороге войны

28.07.2006, 19:48

Растаяли последние сомнения: конфликт в Кодорском ущелье был лишь начальной фазой. Настоящий конфликт — между Грузией и Абхазией — только начинается. Официальный Тбилиси объявил, что мятежник Квициани бежал в Сухуми. Власти непризнанной республики это опровергают, а заодно выражают возмущение планами Грузии в ущелье.

Растаяли последние сомнения: конфликт в Кодорском ущелье был лишь частным случаем, начальной фазой. Настоящий конфликт — между Грузией и Абхазией — только начинается.

Официальный Тбилиси объявил, что мятежник Эмзар Квициани (вместе с семьей и ближайшими соратниками) бежал в Сухуми, и с ним якобы уже встретился замминистра обороны Абхазии Гари Купалба. В самом Сухуми это яростно опровергают, напоминая, что в 90-х Квициани воевал против Абхазии и едва ли может рассчитывать на теплый прием.

Куда больше непризнанную республику кипятит другое заявление Тбилиси: о том, что в Кодорском ущелье разместят Абхазское «правительство в изгнании». Его представитель уже появился на четырехсторонних переговорах (Сухуми, Тбилиси, ООН, миротворцы) — увидев его, Абхазия немедленно из переговоров вышла.

Кроме того, власти непризнанной республики пригрозила выбить марионеточное правительство из ущелья. В эпицентре накаляющихся событий находится корреспондент НТВ Дмитрий Михеев.

Рабочий день президента Абхазии проходил по графику. Сергей Багапш объезжал военные части, беседовал с населением и все это время готовился к важному заявлению. Отныне Абхазия разрывает все предыдущие отношения с Грузией. В Сухуми громко хлопнули дверью, и, кажется, что соседи окончательно разругались.

Сергей Багапш, президент Абхазии: «Все заключается и делается для того, чтобы перевести диалог и сделать его не абхазо-грузинским, а чтобы абхазские власти вели диалог с „автономистами“, которых хотят посадить в Сванетии».

Треть населения Абхазии уже готовится к возможным вооруженным столкновениям. В кавказские горы направляются местные отряды ополченцев. А танки, артиллерийские пушки и резервные войска днем и ночью стерегут рубежи так, что даже мышь не проскочит.

Обсудить сложившуюся ситуацию в Кодори пытались на переговорах. По разные стороны стола — абхазы, грузины, миротворцы и международные наблюдатели. Но не прошло и 15 минут, как встреча была сорвана. Первыми встали и ушли абхазские политики.

Руслан Кишмария, полномочный представитель президента Абхазии в Гальском районе: «Переговоры, по большому счету, и не начались. Грузинская сторона представила кандидатуру господина Пирсхлавы без согласования сторон. Мы против категорически присутствия Пирсхлавы, потому что он является участником боевых действий 1992–1993 годов на стороне грузин».

Начальник региональной полиции Верхней Сванетии Мираб Гергая в свою очередь заявил, что сожалеет о несостоявшихся переговорах, которые сорвались «из-за какой-то несерьезной причины».

Руслана Кишмарию вскоре поддержало и все абхазское руководство. Сергей Багапш заявил, что Абхазия сама решит, как дальше вести себя с Грузией.

Сергей Багапш, президент Абхазии: «Мы оставляем за собой право приостановить участие во всех переговорных процессах и принять адекватные меры по положению дел сегодня в Кодорском ущелье. Какие это будут меры — мы определимся».

Пока российские миротворцы сообщают, что Грузия продолжает стягивать войска в Кодори. Основная часть военных проходит через пост ночью. Однако глава грузинского МИДа Гела Бежуашвили заявил, что вторжения в Абхазию не будет. По словам министра, в ущелье продолжается операция — у местных жителей проверяют паспорта и везут им гуманитарную помощь.

Читайте также