Бесполезный запрос: питерские репортеры добывают информацию у источников, а не чиновников

17.04.2014, 17:48

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские журналисты не уверены в эффективности поправок к закону о СМИ, предлагающие штрафовать чиновников, которые не отвечают на запросы массмедиа.

Новшества, предложенные депутатом Госдумы Ильёй Костуновым, предлагают, например, введение электронной формы общения с чиновниками. Большинство петербургских журналистов убеждены, что корректировки навряд ли облегчат общение с пресс-службами госструктур. Ведь закон даже с такими поправками остается не очень четким.

Когда журналистов подчас обвиняют в публикации неподтвержденной или еще хуже неверной информации, мало кто из зрителей и читателей задумывается, сколько усилий требуется репортерам, чтобы оперативно ее добыть.

Андрей Захаров, корреспондент интернет-газеты «Фонтанка.ру»: «Как-то я подал запрос в „Аэрофлот“ о том, сколько рейсов у вас задерживается. Это было в январе 2011 года. Сейчас уже апрель 2014-го. Я так и не получил ответа, сколько рейсов задерживается».

Когда на официальные источники надежды нет, журналисты находят анонимные, но, конечно, надежные. Потому что если работаешь на ленте новостей, где главное — выдать быстро, ожидание равносильно профнепригодности. Зато когда паутина связей прочно сплетена, необходимость в консультациях пресс-служб отпадает. Что вообще может ставить под сомнение их необходимость, заключает корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Кроме прописанного в законе срока ответа на запрос СМИ — это семь дней — затягивает процесс получения информации и почта. Ведь сейчас официально сведения можно заполучить в устной и письменной форме. Но в первом случае запрос, как правило, недоказуем и приходится писать.

Карина Таукенова, экс-пресс-секретарь комитетов Администрации Петербурга: «Если журналисты позволяют себе выходки, которые подрывают имидж, репутацию и они сделаны осознанно, то мы просто можем воспользоваться законом о СМИ, попросить официальный запрос и ждать неделю».

Получается, что пресс-секретари, задача которых следить за благонадежным имиджем шефа, не вводят санкции против нерадивых репортеров, а просто работают по закону.

Чтобы опубликовать информацию или выдать ее в эфир, как минимум ее надо проверить, а телевизионщикам еще и окартинить. И вот тут возникают дополнительные сложности. Если сведения власти обязаны предоставлять, то появляться в кадре, вовсе нет.

Как только не выкручиваются журналисты: зачитывают цитаты из письменных ответов, если они есть, пишут интервью по телефону. Что несколько искажает принцип подачи телевизионных новостей.

Конечно, обвинять поголовно всех работников пресс-служб в нерасторопности и в формализме не стоит. В конце концов, нельзя исключать, что сами руководители пресс-секретарей дают им определенные директивы, да и журналисты тоже ведь ошибаются.

Но в некоторых случаях ситуации доходят до абсурда. Когда, например, вместо конкретной информации чиновники присылают отписки, вообще не отвечают или еще хуже — дают инструкции по оформлению запроса.

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также