Басаев не делал различия между друзьями и врагами

10.07.2006, 20:19

Видео программы «Сегодня»

«Террористом номер один» Басаева прозвали еще в 90-е — после его печально знаменитого рейда на Будённовск. А в 2004 он взял на себя ответственность за один из самых страшных терактов в российской истории — захват бесланской школы.

О том, что уничтоженный сегодня лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев скрывался за пределами Чечни, говорили давно. Две недели назад чеченская милиция прямо указала на Ингушетию — но в МВД самой республики эту информацию гневно отвергли.

«Террористом номер один» Басаева прозвали еще в 90-е — после его печально знаменитого рейда на Будённовск. А в 2004 он взял на себя ответственность за один из самых страшных терактов в российской истории — захват бесланской школы.

Все это время обыватели не переставали задавать себе простой и, казалось, риторический вопрос — почему его никак не могут поймать? Корреспондент НТВ Сергей Морозов проследил путь террориста.

Для России он, несомненно, был тем же, чем для Америки Бен Ладен. Последние 15 лет Шамиль Басаев оставался непримиримым противником всего, что делала Россия, независимо от того, находились российские войска на территории Чечни или нет.

После угона в Турцию российского пассажирского самолета в 1991 году он командовал отрядом чеченских добровольцев в Абхазии. Позже, по некоторым данным, контролировал грабежи поездов, проходивших по территории Чечни.

В первую чеченскую войну организовал набег на Будённовск, захватив больницу с заложниками. При налете на город погибли более 130 человек. Басаев выставил в окнах безоружных людей, которые служили живыми щитами.

Он не различал гражданских и военных — все были врагами. Тогда власть впервые столкнулась с масштабным террором против мирного населения и оказалась к нему не готова. Последовали переговоры с террористами.

Это была тактика, которую Басаев применял из раза в раз — целенаправленно использовал «мягкие» мишени, чтобы вызвать в обществе максимальный шок.

Шамиль Басаев: «Мы хотели добраться до Москвы, и там немножко повоевать и посмотреть, как будут российские власти бомбить Москву».

Объявленный в 1995 году в федеральный розыск, Басаев утверждал, что имеет контейнеры в радиоактивными веществами, которые он готов взорвать в России. Потом угрожал покушением президенту Ельцину и участвовал в вооруженных нападениях на российские колонны.

Единственный раз, когда «террорист номер один» не призывал к насилию, был в 1996 году — глава чеченских боевиков тогда баллотировался в президенты самопровозглашенной Чечни. «Мы хотели, чтобы на нас не смотрели, как на извергов и кровопийц», — пояснил он.

После проигрыша на выборах Масхадову, оппозиция Басаева стала еще более непримиримой. Предполагают, что именно он стоял за похищением в Чечне журналистки НТВ Елены Масюк. Съемочная группа оставалась в плену 101 день. По одной из версий, выкуп за журналистов главный террорист получал лично.

Елена Масюк, тележурналист: «В первую кампанию, собственно говоря, у меня было такое ощущение, что его никто не искал. Он находился на своей родине, и все прекрасно знали, где он».

В конце 90-х Басаев освоил новое дело — взрывы домов. Дома взрывались в Москве и Волгодонске, гибли сотни людей. И снова применялась та же выматывающая тактика, при которой никто не знал, где ждать следующего взрыва.

С середины 90-х он руководил терактами уже на расстоянии, ввязываясь лично только там, где проходили боестолкновения с войсками. Так, в 1999 террориста видели в Дагестане, куда вторглись чеченские боевики. В 2000 он сидел в подземельях осажденного Грозного.

Отступая из города, группа Басаева угодила в ловушку — на минное поле, где Басаев оставил ногу. Позже он демонстрировал камере свой протез. Уничтожение «террориста номер один» стало одной из главных целей второй чеченской войны.

Геннадий Трошев, командующий Восточной группировкой федеральных сил на Северной Кавказе: «Они не боятся погибнуть, они боятся Басаева. Он всё держит на страхе, может расстрелять своих же бандитов. Чеченцы говорят: не будет Басаева — прекратится война».

Верный своему принципу — воевать на чужой территории — Басаев организовал еще ряд чудовищных акций. Захват театра в Москве — более 150 жертв, и нападение на школу в Беслане, где погибли свыше 300 человек.

Сообщений о том, что террорист убит или ранен, было множество. И каждый раз он появлялся после этого перед камерой. Басаев пережил многих — Аслана Масхадова, Хаттаба.

Рамзан Кадыров, председатель правительства Чеченской Республики: «Единственное, я сожалею о том, что не принимал участия в его уничтожении. Басаев являлся не только врагом России, но и моим личным врагом».

За информацию о его местонахождении Россия назначила награду в 300 миллионов рублей. Его имя ООН внесла в список международных террористов. Последняя запись живого Басаева появилась в Интернете несколько недель назад. Террорист выступал в своем духе, обещая новые сюрпризы.

Его устранение произошло как раз после того, как Владимир Путин отдал приказ спецслужбам России найти и наказать убийц российских дипломатов в Ираке. Теперь есть надежда, что и эта миссия не останется на бумаге.

Читайте также