Кто записывается в ДНД: рост этнической преступности в Петербурге привел к возрождению народных дружин

09.04.2014, 15:01

Видеосюжет: Дарья КриволаповаКатерина ПравдинаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Жители петербургских Шушар озабочены отсутствием достаточного количества отделов полиции, что уже сподвигло местных мужчин на создание народной дружины. Последнее время в городе на Неве их все больше. С чем это связано и кто они — современные дружинники, выяснили корреспонденты НТВ.

В гигантском спальном Приморском районе действуют две народные дружины, активисты которых люди опытные и знающие. Что, впрочем, не исключает традиционный инструктаж: квадрат обхода, цели и непреложные правила.

В инспекцию по району они сегодня идут с участковым. Но могут и без него, что, правда, при предупреждении правонарушения может повлечь своего рода сложности. Потому что единственное законное оружие дружинника — сила убеждения. Остальное — в компетенции полицейских, уточняет корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Александр Басалаев, народный дружинник: «Искусственное дыхание, остановить кровь, закрыть огнестрельное ранение, перелом отремонтировать — ногу на место поставить до приезда „скорой“».

Кроме азов первой помощи, добровольцы должны знать законы. Если возникают вопросы, консультироваться у полицейских. И желательно владеть приемами боевых искусств или хотя бы самообороны. Пройдя квалификационный отбор и получив удостоверение, активисты могут заступать на службу. Но это в том случае, если народная дружина, в рядах которой они состоят, тоже прошла регистрацию. А вот это, как выяснил корреспондент НТВ Александр Щерба, уже не так просто.

Это только в комедии Леонида Гайдая стать дружинником просто: надел повязку и готово. Сегодня, чтобы стать защитником социалистическо-капиталистической собственности и организовать добровольную народную дружину, надо потратить немало времени и сил. Как делятся опытом бывалые дружинники, этот процесс очень похож на создание собственной коммерческой компании, только регистрация проходит в Министерстве юстиции. И этот нюанс создает дополнительные трудности.

Итак, нужно собрать хотя бы трех человек. Ведь организация — общественная. Написать устав, который необходимо зарегистрировать в Министерстве юстиции. И в этом документе четко и кратко обозначить, чем будете заниматься. Лишнего писать не стоит, иначе не пройдете регистрацию. Обычно на это уходит не менее месяца.

Далее Минюст регистрирует и открывается расчетный счет. Все-таки ДНД хоть не много, но оплачивается. С этим пакетом документов дальнейший путь — в муниципальное образование. Там необходимо пройти соответствующий конкурс. Если все в порядке, заключается предварительный договор.

После этого надо написать заявление в городскую добровольную дружину, там тоже зарегистрироваться и затем пройти проверку в органах полиции: нет ли какого-нибудь криминального прошлого у членов дружины. На это еще уходит два-три месяца.

Следующие действия более приятные: в комитете по безопасности и правопорядку получаете удостоверения, покупаете форму и в заключении знакомитесь с личным составом отдела полиции, которому будете помогать. На все уходит около полугода. За это время желание стать дружинником может и пропасть. Гораздо проще пойти по другому пути — просто пополнить ряды уже сформировавшейся ДНД.

Надеть жилетку и отправиться в рейд, конечно, может любой желающий. Впрочем, это вовсе не делает человека с активной жизненной позицией народным дружинником. Потому что наводить порядок на улицах и во дворах надо уметь так, чтобы самому не стать нарушителем. Например, не превысить пределы самообороны при попытке договориться с разбушевавшимися любителями спиртных напитков.

Задержать нарушителя дружинники не могут. Если только им не угрожают злодеи. Тогда разрешается применять силу. Но запрещается доставлять в отдел полиции. Остается, что называется, скрутить и ждать прибытия наряда. Но даже если все сделано по правилам, не исключено: взаимные претензии останутся.

Валерий Зинченко, старший партнер юридической компании: «Этот федеральный закон в силу каких-то причин, неизвестных мне, принимался в существенной спешке. Мне как юристу-практику очевидно, что в него можно было заложить намного более подробные статьи которые избегали бы двоякого толкования и лишали бы нас как граждан России возможного произвола со стороны дружинников».

В Петербурге сегодня несут службу около 40 народных дружин. Распространяется ли их деятельность на все районы, не совсем понятно. При том, что в каждом муниципальном бюджете должны быть заложены средства на труд добровольцев. Но они готовы патрулировать городские кварталы не из корыстных целей, а исключительно из идейных соображений. Что, как выяснила корреспондент НТВ Дарья Криволапова, несколько отличает современных дружинников от их предшественников.

Первые дружинники в Ленинграде появились в середине 1950-х гг. Связывают это с политическими изменениями в стране. Умер Сталин, к власти пришел Хрущёв, начали строить коммунизм. И тогда верили: профессиональная милиция скоро станет совсем не нужна. А порядок на улицах будут обеспечивать добровольные народные дружины.

Сначала дружинники появились на заводах, предприятиях и в вузах. Молодые рабочие, инженеры, студенты вечерами патрулировали город. Не все, конечно, добровольно. Хотя были и энтузиасты.

Александр Смирнов, заведующий научно-выставочным отделом Государственного музея политической истории России: «В 50-е годы помощь добровольных народных дружин была достаточно важна. Во всяком случае, когда на улице ходили патрули, в общем-то преступный мир в открытую так не выступал. В общем преступники среди несовершеннолетних, малолетних тоже не проявляли себя так агрессивно».

Любовь Ефремова пришла в народные дружинники в начале 80-х. В общественном патруле она проработала четыре года и получила почетную грамоту. С коллегами и с красной повязкой на руке прогуливалась по Петроградской стороне.

Любовь Ефремова: «Мы дежурили в Петропавловской крепости. Каждому члену нашей дружины нужно было отдежурить один раз в месяц. И если ты вырабатывал положенное количество дней, то тебе давалось дополнительно три дня оплачиваемых к отпуску и, конечно, это всех привлекало».

Конечно, полностью на себя взять обязанности милиции дружинники так и не смогли. Государство же видело в них некий кадровый резерв. Нередко из дружинников люди переходили на службу в правоохранительные органы.

Благоприятная обстановка в месте проживания сегодня основной мотив большинства дружинников. Особенно, когда сотрудников полиции в районе не хватает, и подозрительных личностей меньше не становится. И здесь в общем все остаются в выигрыше, за исключением нарушителей, конечно.

Андрей Кабаченко, участковый-уполномоченный 86-го отдела полиции Приморского района: «Даже если я одного начну крутить, остальные ребята начнут оказывать сопротивление. А с тремя тягаться уже сложнее».

На окраине города, где в силу строительных особенностей возникают обособленные микрорайоны, масштабное появление народных дружин или желание их организовать объясняется возросшим уровнем преступности. В основном этнической, как утверждают, например, жители Шушар.

Где участковые не в состоянии обеспечить безопасность населения. Но там пока не определились — создавать свой отряд или вливаться в ряды уже существующего. Впрочем, учитывая нюансы службы дружинников и специфику конфликтов с мигрантами, здесь решение, вероятно, простым не будет.

Читайте также