Соцреализм нашел поклонников на Западе

16.06.2006, 11:00

Видео программы «Сегодня»

Крупная выставка произведений советского соцреализма открылась в Лондоне.

Крупная выставка произведений советского соцреализма открылась в Лондоне. В галерее «Чэмберс» представлено около 200 работ, созданных в разные годы и в разной технике. Как выяснил корреспондент НТВ Андрей Черкасов, пока богатые россияне тратят сотни миллионов на западных аукционах, иностранцы покупают картины советских художников.

Мы виделись практически ежедневно: в школе, по дороге на завод, в «красном уголке» фабрики или воинской части. Мы не знали, что современное искусство может быть другим. Но когда всё поменялось, никто даже не спросил, а куда делись все эти знакомые образы не столь далекого прошлого.

Изгой на Западе, слишком политизированный и скучный советский соцреализм не нашел преданных поклонников и у себя дома. Всплеск интереса с началом перестройки — интурист в меховой шапке с кокардой или советский плакат над столом, но затем вновь затишье.

15 лет спустя после падения «железного занавеса» увлечение эстетикой первого в мире советского государства переживает второе рождение. Продавать работы художников-соцреалистов на Запад Тамара Демиденко начала еще в 1992 году. Тогда полотна либо выкидывали на свалку, либо они пылились в мастерских авторов.

Тамара Демиденко, предприниматель: «В свое время никто не обращал внимания на эти работы, потому что их никто не любил. Потом они как будто исчезли. Оказывается, их вывезли иностранцы — американцы, французы, итальянцы. Они не продают картины, просто держат их у себя. Я знаю, многие привозили сюда спагетти машинами, а назад увозили эти работы».

Машинами теперь, конечно, не возят, но на британском арт-рынке на советскую живопись спрос. Одни покупают, потому что экзотика, другие — потому что модно. Советская символика размером полтора на три метра в гостиной. Третьи видят в этих работах руку мастера. Всё чаще иностранцы обращают внимание на технику исполнения.

Кристин Лидней, искусствовед: «Я абсолютно уверена, что лет через 30–40 русские, которые в данный момент не любят живопись подобного рода, осознают, что в советский период было много хороших художников. Сейчас вы оцениваете эти работы с точки зрения политики, а не с позиций художественного мастерства».

Свой первый портрет Никиты Хрущева Оливер Олстен купила еще в 60-м. Увлечение советским искусством — интерес из детства. Ему всегда было любопытно, что там, за «железным занавесом». Он называет себя «кулаком» и ничуть не стесняется. Коллекционирует советскую пасторальную живопись и почему-то портреты Сталина.

Оливер Волстон, коллекционер: «Я никогда бы не повесил портрет Гитлера у себя дома — даже представить такое не могу. Но Сталин, наверное, погубил больше жизней, чем Гитлер. Я сам себя часто спрашиваю, почему можно собирать Сталина, а Гитлера нельзя. Не знаю. Наверное, потому, что мы были союзниками в войне».

«Танцующие казаки», «Солдаты», «Обращение антифашистов» — многие картины уже нашли покупателя. Полотна «26 бакинских комиссаров» и «Кровавое утро» по понятным историческим причинам у английских покупателей интересом не пользуются.

Нынешняя выставка советского соцреализма — уже вторая за последние пару лет, а надо сказать, что большинство из выставленных здесь работ продаются «на ура». В то время, как богатые русские тратят сотни миллионах долларов на аукционах «Кристис» (Christie’s) и «Сотбис» (Sotheby’s), скупая мастеров XIX века, иностранцы расхватывают искусство, которое в нашей стране нынче не в моде. Такой вот круговорот картин в природе.