«Союзмультфильму» исполнилось 70

10.06.2006, 13:15

Знаменитая студия празднует юбилей. Кузницу пролетарского рисованного фильма создали в 1936 году по приказу Сталина.

Студия «Союзмультфильм» празднует юбилей. Кузницу пролетарского рисованного фильма создали в июне 1936 по приказу Отца Всех Народов и большого поклонника Микки-Мауса — Иосифа Сталина.

С тех пор на главной в стране фабрике сказок снято более полутора тысяч анимационных фильмов. Многие из них стали лауреатами самых престижных международных наград, их любят дети и взрослые во всем мире. О том, чем живет студия сегодня — репортаж корреспондента НТВ Сергея Малозёмова.

Наверное, главная союзмультфильмовская реликвия — та самая коробка с апельсинами, в которой нашли Чебурашку. Дети, придя на экскурсию, смотрят на нее, как завороженные.

Магия этого места начинается еще у входа. Когда сотрудники «Союзмультфильма» называют свою студию «храмом анимационного искусства», они имеют в виду и храм в его первоначальном смысле.

До 1932 года в этом здании располагалась церковь Николая Угодника в Новой Слободе. Потом ее частично перестроили, превратив сначала в Музей религии и атеизма, а уже потом в студию. Граница между старой, церковной, и новой, светской, частями видна до сих пор.

Вся съемочная технология за последние 30–40 лет здесь почти не изменилась. На «Союзмультфильме» гордятся тем, что практически нигде в мире больше не делают не только рисованные, но и кукольные мультики. Каждый кадр перед камерой моделируют отдельно, просматривают и, если движение выходит неестественным, всё повторяют. За день удается снять максимум пять секунд будущего фильма.

Станислав Соколов, режиссер-постановщик студии «Союзмультфильм»: «Весь материал, который мы снимаем на 35-миллиметровой пленке, сканируется в цифровом формате. Под изображение, снятое ранее, на макете подкладывается, например, огонь».

В период перестройки с «Союзмультфильмом» стало примерно то же, что и со всем Союзом. Госфинансирование почти иссякло, на здание и коллекцию возникли новые претенденты. Создателям легендарных фильмов, таких, как «Винни Пух», долго пришлось доказывать в суде свое право на авторские отчисления.

Эдуард Назаров, художник-мультипликатор, автор образа Винни Пуха: «Федор Савельевич Хитрук, этот гений всех времен и народов, за всё свое творчество, за то, что он принес Родине и тому же „Союзмультфильму“ славу, он получил семь тысяч рублей. Вот это здорово».

Сейчас в год вместо 40–50 фильмов, как когда-то, «Союзмультфильм» выпускает четыре-пять. Новые серии «Попугая Кеши» критика встретила разгромными рецензиями, хоть диалоги персонажей — вполне в духе времени.

А дети после экскурсии по «Союзмультфильму» спорят, кого из мультгероев любят больше всего — Симпсона или Чебурашку. Оттого что «Союзмультфильм» не выпускает новых шедевров, юные зрители, кажется, и не страдают вовсе, если вообще что-то заметили. У них теперь есть такой выбор, какого советские дети себе и представить не могли.