Главной синагоге России — 100 лет

07.06.2006, 10:49

Московская хоральная синагога отмечает вековой юбилей.

Московская хоральная синагога отмечает вековой юбилей. С ходатайством разрешить ее открытие к царю обращался Петр Столыпин. В советские годы молельный дом стал для многих убежищем и приютом.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Варенцовой.

В московской хоральной синагоге сегодня все как и 100 лет назад: маленьким мальчикам делают обрезание, мужчины каждое утро собираются на молитву.

Адольф Шаевич, главный раввин России: «Каждый день у нас где-то, я думаю, порядка 60–70 человек приходят на утреннюю молитву. По субботам до пятисот человек бывает. А в праздники синагога полная, как и раньше».

Ремонт к юбилею еще не закончен, новые бассейны для ритуального омовения — миквы — готовы только на мужской половине. На женской только начали укладывать плитку.

Первый за 100 лет капитальный ремонт синагоги обошелся в 8 миллионов долларов.

Адольф Шаевич, главный раввин России: «За те 100 лет, что синагога функционировала, ничего здесь не делалось — только косметический ремонт. Здание было уже в катастрофическом положении».

Сами прихожане говорят, что юбилей хоральной синагоги — это 100-летие истории взаимоотношений евреев с Россией. В советские годы здесь был неформальный центр еврейской эмиграции.

Александр Нихензон, прихожанин синагоги: «Синагога в те времена — в 60-е, в 70-е, в 80-е годы — это было единственное место, где евреи могли общаться между собой».

Иудаизм считался учением враждебным советской идеологии. За главной синагогой страны велось круглосуточное наблюдение, и шпионов здесь обнаружили не мало.

В основном тогда синагогу посещали старики . Молодые люди же рисковали сломать себе жизнь.

Александр Нихензон, прихожанин синагоги: «Вызывали в деканат, и им грозил очень большие неприятности — вплоть до исключения из института».

Сегодня хазаним ( это тот, кто ведет службу) — молодой кинорежиссер Артем Виткин. Ему скрывать свою религиозность не приходится, и он уже изучил все тонкости обрядов. К примеру, когда можно открывать коробочки со свитками торы.

Артем Виткин, прихожанин синагоги: «Они открываются иногда для того, чтобы проверить, насколько они кошерны. Со временем они, бывает, приходят в негодность. Поэтому два раза в семь лет их нужно проверять».

Раввинский суд в синагоге вершит Пинхас Гольдшмидт — в его ведении страны СНГ и Балтии. В советское время большинство дел, которые он рассматривал, были об установлении или принятии еврейства. Теперь чаще просят подтвердить кошерность продуктов или выдать свидетельство о религиозном разводе.

Читайте также