Устинов не смог закончить войну с коррупцией

02.06.2006, 13:59

Бывший генпрокурор Владимир Устинов занимал свое кресло почти 7 лет. Практически все громкие преступления, совершённые за это время в России, он брал под личный контроль.

Генпрокурор России Владимир Устинов отправлен в отставку. Свое кресло он занимал почти 7 лет. Практически все громкие преступления, в том числе заказные убийства политиков и известных людей, совершённые за это время в России, он брал под контроль. Личное дело уже бывшего генпрокурора изучал корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Отставку генпрокурора вряд ли можно назвать ожидаемой и плановой. Чуть более года назад Совет федерации продлил его полномочия на пять лет, а всего несколько дней назад Владимир Устинов был на острие борьбы с коррупцией.

Владимир Устинов, генеральный прокурор России: «Что касается конкретной борьбы с коррупцией, то я считаю, что она была, есть и остается актуальной. Мы полностью отдаемся этой работе, поэтому не удивляйтесь, если в ближайшее время вы будете свидетелями новых так называемых „громких“ уголовных дел».

Многие тогда начали гадать, кого следующим отправят в отставку. Но никто не мог предположить, что генпрокурор говорил о самом себе. Освободить Устинова от должности на этой неделе попросил сам Владимир Путин. Он же в 2000 году представлял его на эту должность.

Владимир Путин: «Это хороший пункт в биографии человека, если он начинает свою трудовую деятельность с самой простой и понятной работы».

Владимир Устинов начинал свою карьеру токарем на сахарном заводе в Краснодарском крае. После армии окончил Харьковский юридический институт, в Москву был переведен с Кавказа, как раз в тот год, когда Владимир Путин сделался преемником Ельцина.

Устинову досталась нелегкая работа. В те времена западная пресса много писала о счетах ельцинской семьи, полыхали дела «Андавы», «Аэрофлота», «Мобитекс».

Вскоре, впрочем, Устинову пришлось вернуться к своему кавказскому опыту. Уже при нем расследовались взрывы домов в Москве и Волгодонске. Обвинение пало на террористов. Терроризм стал специализацией генпрокурора. Он также расследовал массовый захват заложников на московском мюзикле «Норд-Ост» и впервые в истории современной России лично выступал обвинителем на процессе Радуева.

Владимир Устинов: «Как вы относитесь к содеянному? Что вы делали, когда брали автомат в руки и шли в Кизляр? Что вы думали про это? И на что вы рассчитывали — на прием с хлебом-солью

Защитив докторскую диссертацию по проблеме терроризма, Устинов публично предлагал самые крайние меры, включая ответные захваты заложников со стороны государства.

Владимир Устинов, генеральный прокурор России: «Должна быть упрощенная процедура судопроизводства, контрзахват заложников, институт агентов, защита свидетелей и лиц, внедренных в террористические структуры, страхование террористических рисков».

Прокурор Устинов прославился также смелыми действиями на экономических процессах. Он начинал в деле против медиамагната Владимира Гусинского, расследовал дело «Сибура» и, наконец, дело ЮКОСа.

Устинов предлагал вернуться к конфискации имущества, чтобы остановить коррупцию. Он так рьяно выступал за расширение роли прокуратуры, что иногда его останавливал сам президент.

Владимир Устинов, генеральный прокурор России: «Большой русский писатель как-то пропел подлинный гимн русскому полицейскому, и не просто полицейскому, а околоточному надзирателю. Разговор шел о том, кто важнее в России — университетский профессор, губернатор или министр. „Пустое! Полицейский, вот кто важен“».

Владимир Путин: «Вы знаете, в прежней России, может быть, это и было так. Я бы в этой связи хотел сказать вот что: в современном обществе, в современном государстве, которое рассчитывает на будущее, главной фигурой является гражданин».

В то же время Устинов смог отстоять самостоятельность Прокуратуры. Изъять у нее следственные подразделения и переподчинить Прокуратуру Минюсту предлагал Дмитрий Козак. Еще в 1999 году считали, что он, а не Устинов будет генпрокурором.

Служебные и личные позиции Владимира Устинова казались прочными. Он был тайным героем России — о секретном указе президента на этот счет стало известно лишь в 2005 году. А его сын, по сообщениям прессы, женился на дочери влиятельного Игоря Сечина — замруководителя президентской администрации.

Читайте также