Театральный Петербург: «бездомные» коллективы завоевывают публику репертуаром, а режиссеры ищут продюсеров

26.03.2014, 15:00

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспонденты НТВ выясняли, насколько в городе на Неве востребованы новые театры и амбициозные молодые актеры.

Театр «Федерация N» пополнил список петербургских коллективов. Новая труппа пока будет выступать на сцене Дома офицеров на Литейном проспекте, так удачно решившего возобновить традицию семейных спектаклей.

Молодые амбициозные актеры полны решимости завоевать городского зрителя, но вот насколько это осуществимо и испытывает ли Петербург необходимость в обновлении вполне устоявшейся и вроде бы всех устраивающей культурной сферы?

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков заглянул за кулисы.

Сегодня вечером в пространстве «Тайга» на Дворцовой набережной идет спектакль «Лекция о ничто» по Джону Кейджу. Это театр «Пост». Он существует уже три года, хорошо известен всем ценителям, но просто так взять и прийти в театр нельзя. Можно только прийти на спектакли, причем по совершенно разным адресам. Это может быть Дворцовая набережная, культурное пространство «Скороход» или вообще центр «Легкие люди» на улице Белинского. Своей площадки у театра нет. Впрочем, зрители не жалуются.

В зале всего 12 стульев — для 12 зрителей, и их задача — просто прийти на спектакль, в нужное время и по верному адресу. Сложнее тем, кто работает в театре. Репетиции проходят то у кого-то в квартире, то на даче, декорации тоже хранятся по кладовкам и подвалам. И хорошо, когда декорации скромные.

Дмитрий Волковстрелов — лауреат спецприза «Золотой маски», трижды лауреат премии «Прорыв», созданный им театр «Пост» регулярно приглашают на фестивали. Но площадки в Петербурге пока нет даже в перспективе. И, как ни странно, здесь это мало кого расстраивает. Главное, есть свой театр, а значит полная свобода в выборе форм, тем и репертуара.

Негосударственных театров в Петербурге больше 60. И у большинства ситуация похожая. Есть идеи и спектакли, но нет сцены. Однако если нет своего дома, теперь можно зайти в Дом офицеров, где обосновалась актерская труппа театра «Федерация N».

В петербургских театрах сегодня если не аншлаги, то уж точно не пустые залы. Исключений практически нет. Но зарабатывать на билетах невозможно, и потому из городского бюджета ежегодно выделяются деньги на поддержку как государственных, так и негосударственных театров. Только в последнем случае они идут в виде грантов. В этом году на них выделено 45 миллионов рублей, и до 4 апреля еще можно подавать заявки.

Евгения Давыденко, начальник отдела исполнительских искусств Комитета по культуре Санкт-Петербурга: «Делать из сети негосударственных театров такую же постоянную сеть, что вот появляется каждый год 40 конкретных театров, получающих субсидию, а 41-му нужно пару лет подождать. Нет, такого не происходит. Мы помогаем и молодым проектам».

Это, правда, не отменяет того, что свободных площадок в городе очень мало, а недавно их стало еще меньше, после того, как закрылась лаборатория «On. Театра». В подвале на улице Жуковского раньше шли постоянные творческие эксперименты, но из-за хозяйственных проблем площадку пришлось оставить,и замены пока нет. Хотя город и пообещал финансировать аренду другого помещения, когда его найдут.

Екатерина Максимова, режиссер: «Может быть, нам не хватает хороших продюсеров, сильно не хватает, которые бы умели находить средства, площадки, еще что-то. Потому что создавать хотят режиссеры, вокруг них формируется какая-то команда — группа людей, которые готовы с ними работать. Но это не профессия режиссера искать площадки и заниматься арендами, платами, делами. Я режиссер, это не моя профессия».

Пока лаборатория закрыта, актеры и режиссеры работают на других проектах, но все рассчитывают, что ситуация успешно разрешится. Понятно, что в идеальном варианте каждому коллективу нужна своя площадка, но это утопия.

Николай Песочинский, и. о. проректора по зарубежным связям СПбГАТИ: «Мне очень нравится голландская театральная система, потому что у них труппы отдельно, помещения — отдельно. И там так это здорово работает, что перед началом года труппы, коллективы в тот фонд, который финансирует театральные проект, подают заявку. Им финансируют на конкурсной основе эти проекты, а после этого уже в разных городах Нидерландов, Бельгии они показывают свои спектакли».

Нужно ли перенимать зарубежный опыт, выяснял сегодня корреспондент НТВ Андрей Курицын. Он выслушал португальского профессора, который приезжал в Петербург на конференцию о проблемах театров.

Сказать, что европейские театры сейчас живут скромно, значит ничего не сказать. Экономический кризис, конечно, сильно ударил по отрасли. Госфинансирование сокращается, особенно на юге. Милан, Турин, Венеция — это, конечно, исключение из правил. В других городах Италии, скорее, борются за выживание и за зрителя.

Популярность постановки, будь то государственный или частный театр, — определяющий фактор в распределении бюджетных денег. Неплохо финансируются государством опера и балет. Паулу де Каштру — бывший директор Лиссабонской оперы — с европейскими тенденциями знаком не понаслышке. С Петербургом у него особые отношения: Де Каштру дважды организовывал Михайловскому театру и Мариинке гастроли в родной Португалии. Уверяет: российские труппы в отличие от европейских чувствуют уверенность в завтрашнем дне.

Паулу де Каштру, председатель португальского общества исследователей музыки, экс-директор Лиссабонской оперы: «Главные национальные театры — на особом положении. В Парижской опере или в британском „Ковент-гардене“ доля государственного финансирования достигает 50 процентов. Чего нельзя сказать о маленьких театрах. Они, напротив, могут и вовсе прекратить свое существование. И в то же время эта сложная ситуация заставляет их конкурировать друг с другом за финансовую помощь».

Все, что остается в этой ситуации, — это искать частные партнерские программы и любыми способами самостоятельно, кое-как затыкать дыры в бюджете. Перефразируя русского классика: вдохновение, конечно, не продается, но можно и нужно билеты продавать.

За последние годы в Петербурге появилось сразу несколько успешных театров, где вся актерская труппа — это один курс: Анатолия Праудина, Вениамина Фильштинского, Григория Козлова. Кого-то их пример вдохновляет, но кто-то, наоборот, предпочел бы более размеренную театральную жизнь, без этой постоянной перемены мест.

Марина Иванюк, студентка 4-го курса СПбГАТИ: «Когда ты работаешь на какой-то сцене, ты уже знаешь ее плюсы и минусы и ты подстраиваешься под эту сцену. А когда постоянно разные площадки, это же тоже сложно».

Любопытнее всего, что новые театры формируют и новую публику: те, кто раньше предпочитал клубы и кино, теперь все чаще интересуются современными постановками. По словам Дмитрия Волковстрелова, ему вообще интереснее работать в нетеатральном пространстве. Когда нет привычной схемы «гардероб, номерок, кресло, гаснущий свет». Впрочем, театр все равно есть — просто другой.

Читайте также