У Чайковского появился современный соавтор

08.05.2006, 11:05

Видео программы «Сегодня»

Сто шестьдесят шестой день рождения Петра Ильича Чайковского отметят сегодня в Москве премьерным исполнением симфонии «Жизнь».

Сто шестьдесят шестой день рождения Петра Ильича Чайковского отметят сегодня в Москве премьерным исполнением симфонии «Жизнь».

Чайковский не успел закончить произведение. Сделать это за мастера взял на себя смелость композитор Петр Климов. Впрочем, некоторые искусствоведы по-прежнему считают, что такой симфонии не существует. Подробности выясняла корреспондент НТВ Юлия Варенцова.

Как говорят музыканты, у этой симфонии Чайковского есть вся партитура, но нет оркестровки. По эскизам классика музыку дофантазировал московский композитор Петр Климов.

Пётр Климов, композитор: «У Петра Ильича все было написано, можно сказать, на трех строчках. Из них надо было сделать, образно говоря, 15–16».

Эту симфонию в 50-е годы уже реконструировал профессор консерватории Семён Богатырёв. Так что нынешняя редакция не первая, но автор надеется, что она самая верная.

Пётр Климов, композитор: «Я очень много раз перечитывал собственные партитуры Чайковского. Пытался представить, как бы он сделал вот такие вещи, а как у него играет такой-то инструмент».

Дирижера Василия Синайского не смущает то, что его Русский симфонический оркестр играет произведение, которое появилось посмертно. Ведь и «Реквием» за Моцарта тоже дописал ученик.

Василий Синайский, дирижер Русского симфонического оркестра фонда П. И. Чайковского: «Надо как-то оживлять репертуар и знакомить уже новые поколения публики с произведениями, которые Чайковский не довел до конца. А музыка очень хорошая».

Некоторые музыковеды считают, что симфонии с таким названием вообще не существует. В Музее Чайковского в Клину хранятся записки композитора на полях нотных тетрадей о программном произведении «Жизнь». Но здесь говорят, что эти задумки классик воплотил в своей последней, самой знаменитой, «Патетической» симфонии.

Полина Вейдман, ведущий научный сотрудник Государственного дома-музея П. И. Чайковского: «Эта симфония на самом деле не имеет названия. Она обозначена по своей основной тональности — ми-бемоль мажор. Так она в литературе значится. Хотите, можно назвать „Жизнь“. У Чайковского всё — жизнь».

Василий Синайский, дирижер Русского симфонического оркестра фонда П. И. Чайковского: «В этой симфонии отразились жизненные коллизии самого Чайковского. Может быть, поэтому он назвал ее „Жизнь“».

Композитор и музыканты не рассчитывают на то, что симфония «Жизнь» после своего возрождения войдет в рейтинг самых популярных произведений Чайковского, но надеются, что теперь она больше не будет пылиться в архивах, а заживет новой жизнью.

Читайте также