Уровень концентрации ядов в Амуре вызывает опасения

30.04.2006, 09:56

Концентрация ядохимикатов в реке Амур превысила норму в несколько раз. Таковы результаты исследований после начала ледохода.

Концентрация ядохимикатов в реке Амур превысила норму в несколько раз. Таковы результаты последних исследований, сделанных учеными после начала ледохода.

Паводковые воды китайской реки Сунгари достигнут Хабаровска примерно в конце первой декады мая. У села Нижне-Ленинского с начала мая планируется регулярно брать пробы воды, сообщает ИТАР-ТАСС. Это — ближайший населенный пункт от места впадения Сунгари в Амур.

Сунгарийская паводковая волна повысит загрязненность Амура, считают эксперты. Но концентрация вредных примесей будет менее опасной, чем после аварии зимой на химзаводе в Цзилине. Тогда в речную воду попали около 100 тонн ядов.

Если в крупных городах Дальнего Востока проблема очистки как-то решается, то в деревнях люди пьют отравленную воду и едят рыбу, буквально пропитанную ядовитыми веществами.

Из Хабаровского края — репортаж корреспондента телекомпании НТВ Даниила Горчакова.

С приходом весны на Амуре и его главном притоке — Сунгари — резко обострилась экологическая ситуация. Химикаты, которые вмерзли в лед и осели на дно после аварии на химкомбинате в Цзилини, с началом ледохода вновь представляют опасность. Специалисты называют это второй волной загрязнения.

Александр Гаврилов, заместитель руководителя Дальневосточного Гидрометеоцентра: «По-прежнему наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по различным формам фенола. В частности, нам удалось уточнить с помощью ученых, что активное присутствие хлорфельнольной группы активно превышает предельно допустимые концентрации почти в 30 раз».

Сбросы с китайских заводов отравили рыбу — традиционную пищу коренных народов Дальнего Востока. Большинство нанайцев и ульчей попросту не могут обходиться без нее. Чтобы хоть как-то перебить химический запах, хозяйки стараются добавлять в пищу больше перца и лаврового листа.

Виктория Фусхар, жительница села Сикачи-Алян: «Конечно, страшно после этого отравления реки есть рыбу. Но мы стараемся больше пряностей положить, чтобы запаха меньше было».

Специалисты объясняют, что ни лавровый лист, ни термическая обработка не способны вывести из рыбы опасные химические соединения. В единственной на Дальнем Востоке лаборатории медицинской экологии эксперты исследовали зараженную амурскую воду, речные организмы и ил. В них обнаружили целый ряд отравляющих веществ — бензол, хлорфенол, тяжелые металлы.

Лиля Киле, главный врач участковой больницы села Найхин: «Фенол — это сильнейший яд. Потом, соли тяжелых металлов, которые осели на дно, и пойдут с ледоходом — очень токсичные яды. Они вызывают перестройку организма, мутацию генов. Только в этом году у нас уже три случая детского гламиронефрита. Такого никогда не было раньше».

Химикаты в организм жителей нижнеамурских сел поступают, главным образом, вместе с рыбой и водой из скважин. Как установили экологи, больше всего вредных примесей содержится в таких ценных породах как калуга и осетр.

Во время ледохода концентрация вредных примесей в речной воде максимальная. Очередное пятно ядохимикатов вместе с растаявшим льдом из китайской реки Сунгари в течение нескольких недель будет проходить по российскому участку Амура.

А между тем, на левом берегу реки появились признаки новой экологической угрозы — это первый дым лесных пожаров.

Читайте также