Свой день рождения «Русские витязи» отметили в воздухе

05.04.2006, 20:52

Видео программы «Сегодня»

В небе над подмосковной Кубинкой праздновали сегодня свой юбилей «Русские витязи» — знаменитую пилотажную группу сформировали 15 лет назад.

Над подмосковной Кубинкой с утра разносился шум турбин — к нему здесь давно привыкли. Но, казалось, сегодня он звучит с особым торжеством: на местной авиабазе праздновали юбилей «Русские витязи» — знаменитую пилотажную группу сформировали 15 лет назад. С тех пор без «витязей» не обходится ни один заметный авиасалон и авиапарад.

Эти летчики — асы из асов: в мире таких считанные десятки, а в России — всего две эскадрильи. Кроме «Русских витязей» есть еще «Стрижи» — но они летают на МИГах-29, это, по военной классификации, легкий истребитель. «Витязи» же работают на тяжелых Су-27 — общий вес шести, входящих в группу, самолетов 150 тонн — никогда не поверишь, глядя на то, что они вытворяют в воздухе. Корреспондент телекомпании НТВ Сергей Морозов едва успевал поворачивать голову.

Руководители ВВС говорили пилотам: «Может быть, не стоит в этот день летать? Сядьте, как все, отметьте за столом». Но пилоты были тверды: если это юбилей пилотажной группы, то отмечать его надо в воздухе.

Никакого праздничного торта. Вообще наземная программа предельно скупа, весь праздник в воздухе. Пилотов, с триумфом летавших на авиашоу в разных странах мира, сегодня пришли поздравить в основном свои — семьи летчиков, боевые товарищи, космонавты.

С погодой повезло. Анатолий Омельченко — командир Центра показа авиационной техники — с земли корректирует положение пилотов. Вместе с юбилярами сегодня летали «Стрижи». Их «Витязи» дружески называют «малыши», потому что те летают на МИГах, а «Витязи» — на тяжелых Су-27. Это вообще самая тяжелая пилотажная группа в мире. Когда в небе шесть самолетов Су, их суммарная масса 150 тонн, и вся эта огромная махина скоординировано движется в воздухе.

Игорь Шпак, командир авиационной группы «Русские витязи»: «Основная трудность — это выполнение пространственных вращений всего строя — это „бочки“, двойные боевые развороты, когда вся группа начинает выполнять вращения».

В среднем пять лет уходит на то, чтобы подготовить из особо способного летчика участника пилотажной группы. Игорь Ткаченко — ведущий авиагруппы — свой первый полет совершил в 1982 году.

Игорь Ткаченко, ведущий авиационной группы «Русские витязи»: «На зрителя нужно произвести три впечатления опасности, не без этого. Вот пилотаж: во-первых, даже нахождение самолетов, весящих, по крайней мере, под 30 тонн; на интервале друг от друга метр. Дистанция три метра плюс высокие скорости плюс вращение плюс, к примеру, встречный пилотаж, когда самолеты расходятся на встречных курсах. Ни в коем случае нельзя подходить к грани безопасности».

После полета — разбор опасных ситуаций. За 15 лет у «витязей» ни одного инцидента во время шоу.

«Витязи» первыми перекрасили боевые самолеты в цвета тогда еще нового российского флага. До этого допускали только раскраску по Уставу. У них же впервые появилась особая форма пилотов.

В 1991–93 гг. здесь, в Кубинке, был настоящий расцвет пилотажа. Между группами самолетов разыгрывались целые имитационные сражения. Сейчас, взмывая в воздух, летчики стараются забыть об экстремальном быте. Еще совсем недавно, чтобы остаться в группе, приходилось подрабатывать на нескольких работах.

Теперь зарплату подняли, быт налаживается, вот только самолеты стареют. Так что лучшим подарком группе на день рождения была бы новая техника. Впрочем, пилоты не возрожают, если такой подарок вручат с небольшим опозданием.

Читайте также