В Питере выставили коллекции меломанов-диссидентов

29.03.2006, 17:55

В Санкт-Петербурге меломаны со стажем и собиратели редких предметов объединили свои коллекции. В одном ряду — мыло Оззи Осборна, кусочки наряда Мадонны, советские пластинки зарубежных рок-звезд.

В Санкт-Петербурге меломаны со стажем и собиратели редких предметов объединили свои коллекции. В одном ряду — мыло Оззи Осборна, кусочки наряда Мадонны, советские пластинки зарубежных рок-звезд. У каждой вещи — своя непростая история. Участники выставки вспоминают о том, как доставались раритеты и говорят о завершении одной из самой интересных эпох.

На выставке побывал корреспондент телекомпании НТВ Андрей Бурцев.

На этой выставке табачные крошки разглядывают под увеличительным стеклом. Организаторы утверждают: они из кармана пиджака Мика Джаггера. Использованный пластиковый нож здесь тоже ценная реликвия. Возможно, к нему прикасался Пол Маккартни на приеме после первого концерта в Петербурге.

Подлинность этих предметов установить невозможно, но для выставки в стиле поп-арт нужны красивые легенды как штрихи к ушедшей эпохе — эпохе виниловых пластинок.

Юрий Козловский, коллекционер: «Если ты видел, что по Невскому идет какой-то паренек и несет что-то в пакетике 30 на 30 сантиметров, надо было обязательно подойти и познакомиться. Потому что вдруг он несет то, что ты всю жизнь мечтал услышать».

О такой коллекции пластинок мечтал любой советский меломан: «Голос Америки» на кухне, самиздатовский Солженицын и последний альбом «Битлз» — диссидентский набор эпохи застоя.

Александр Теребенин, художник: «Это была жажда, во-первых, и это настолько отличалось от той музыки, которая пропагандировалась в Советском Союзе. Считалось, что ты как бы к избранным относишься, раз слушаешь такую музыку».

Альбом Лу Рида — 1974 год, в СССР только начинают строить БАМ. Стоимость таких новинок достигала 200 рублей — две зарплаты простого советского труженика. А за распространение чуждой идеологии могли не то что из комсомола исключить, отдать под суд. Но виниловый диск размером ровно 12 дюймов оказался прочнее «железного занавеса».

Алексей Плюснин, коллекционер: «СССР разрушен тремя предметами: жевательной резинкой, джинсами „Монтана“ и виниловой пластинкой».

За диски «Роллинг стоунз» и «Дип пёрпл», изданные во времена перестройки, авторских гонораров зарубежным рокерам не платили. Что это как не пиратство на государственном уровне?

Самый чужеродный экспонат на выставке — маленькая круглая пластмассовая коробочка. Это проигрыватель дисков. Но, если вдуматься, цифровые технологии — это не просто итог прогресса. Это то, что пришло на смену целой эпохе — эпохе наивных романтиков, кухонных концертов, кожаных курток с косыми молниями. И, если для одних сегодня лазерный диск — самый доступный музыкальный носитель, то для других это убийца целой культуры — культуры винила.

Читайте также