Закон о доле: кто из обманутых петербуржцев сможет надеяться на новоселье

18.02.2014, 15:48

Видеосюжет: Мария СапожниковаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Депутаты решили законодательно защитить обманутых дольщиков. Парламентарии на специальной комиссии одобрили норму, которая призвана встать на страже соинвесторов. Предлагается компенсация стоимости съемного жилья, контроль за недостроем. Скольким петербуржцам понадобится помощь закона и когда этот документ вступит в силу?

Петербург регулярно сотрясают скандалы, связанные с нехорошими квартирами. При этом, по официальным данным комитета по строительству, в городе всего 25 обманутых дольщиков. По данным депутатов, которые были озвучены накануне в Мариинском дворце, чуть больше — 100 человек. Что гарантирует в случае принятия новый документ и станет ли легче жить тем, кто вписался в квартирный вопрос, задумался корреспондент НТВ Андрей Курицын.

За последние десятилетия само слово доля в русском языке приобрело некий отрицательный оттенок. Планируешь стать дольщиком, значит рискуешь своими сбережениями. А если уже дольщик, то наверняка обманутый. В 2008-м Сергей Журавлёв вложился в строящееся жилье. Компания собиралась сдать дом через год. Обещанного дольщик терпеливо ждал пять лет, но так и не увидел. Тогда и решился на судебный иск.

Сергей Журавлёв, обманутый дольщик: «Нам взыскали 120 тыс. рублей процентов за пользование деньгами и 4 млн 700 тыс. — сумму за квартиру. Плюс частично адвокатские расходы».

Но решение суда еще не гарантирует возврат денег. Застройщик, как правило, борется до последнего: подает апелляции, меняет вывески, всячески затягивает процедуру банкротства. То, что ситуацию нужно в корне менять, поняли даже петербургские чиновники и депутаты, у которых в реестре обманутых дольщиков значится не то 25, не то сотня человек. То есть цифра явно занижена.

Сейчас законотворцы взялись за самых обиженных соинвесторов — тех, кто вложился в жилье до апреля 2005 года. На рассмотрение в парламент документ внес губернатор Петербурга. Он предлагает отбирать долгострой у инвестора-банкрота и отдавать добросовестному застройщику. С бонусом в виде дополнительного земельного участка.

Новый законопроект уже нашел своих критиков, причем в стенах самого Законодательного собрания. Некоторые депутаты говорят о том, что помощь обманутым дольщикам за счет казенной земли ущемляет права остальных горожан. А кроме того, раздача бесплатных участков инвесторам может привести к новой волне уплотнительной застройки в Петербурге.

С претендентами на компенсацию из бюджета тоже не все однозначно. Законопроект еще не дождался пленарного заседания, а ряды дольщиков, права которых будут защищать, уже изрядно сократились, убедилась корреспондент НТВ Мария Сапожникова убедилась.

В Малом зале Законодательного собрания депутаты и чиновники Смольного обсуждают законопроект, который должен защитить обманутых дольщиков. Правда, как выясняется, помощь стоит ждать далеко не всем владельцам недостроенных квартир.

Заместитель председателя строительного комитета Олег Островский, докладывая о новых поправках, постепенно сужал круг тех, кто может рассчитывать на помощь. Во-первых, город готов поддержать только жителей Петербурга, и лишь в том случае если дом, в котором они купили квартиру, строится на предназначенной для этого земле.

Понятно, что вопрос с проблемными объектами, которые возвели с нарушением, на участках для индивидуальных малых строений новый законопроект решить не сможет. Кроме того, недострои решено выставлять на торги на специальных, выгодных условиях для потенциального инвестора.

Авторы предложили помочь владельцам недостроенных квартир и материально. Оплатив треть от затрат на вынужденную аренду жилья, пока строители не достроят дом. На данном этапе идею скрасить дольщикам ожидание заветных квадратных метров одобрили.

Единодушного оптимизма парламентариев не разделяют эксперты жилищного рынка. Социальное обязательство, прописанное в законопроекте, для инвестора может оказаться неподъемным.

Александр Петренко, юрист: «Если в доме, который только начал строится и был законсервирован, достаточно много дольщиков, нуждающихся в защите, то, скорее всего не найдется инвестора, который бы взялся достраивать дом, зная, что надо будет отдать квартиры дольщикам, которые нуждаются в защите».

С другой стороны: если обманутый соинвестор вложился в три квартиры или в одну, но очень большую, по новому закону ему вернут, возможно, далеко не все квадратные метры. Депутат Людмила Косткина предлагает ограничить размер предельной площади на одного дольщика. Чтобы сократить таким образом расходы городского бюджета.

За активной работой парламентариев пристально следят несостоявшиеся жильцы самого знаменитого долгостроя Петербурга. Нет, это совсем не стадион на Крестовском острове. А жилой комплекс «Охта-модерн».

Как передает корреспондент НТВ Александр Щерба, люди, заплатившие немалые деньги за свои квадратные метры, уже девять лет ждут обещанного жилья. Но за эти девять лет здесь появилось и исчезло такое количество строительных компаний, что даже чиновники Смольного не знают, что делать людям дальше.

Не получил обещанных квартир они успели провести множество митингов, голодовок, встреч с депутатами Госдумы и работниками следственных органов. Никто из обманутых дольщиков не может понять, как четыре вице-губернатора, курировавших эту стройку, умудрились не заметить обычную в общем-то схему.

Компания, которая обещала квартиры, собрав деньги, банкротится. Ее правопреемник через какое-то время также признает себя банкротом. И в итоге многоходовой комбинации: земля под застройку передана очередной бизнес-структуре, а дольщики со своими договорами на балансе вообще третьей стороны.

Денис Наумчук, представитель инициативной группы обманутых дольщиков: «Сейчас дольщики повисли в воздухе с компанией-банкротом, с некой компанией, к которой мы теперь не относимся. Но которая нам заявляет, что мы готовы вам достроить, но доплатите еще по 50 тысяч рублей за метр».

Теперь чиновники, которые не смогли проконтролировать строительство, будут вынуждены решать куда более сложную задачу. Эта стройка началась до вступления в силу 214-го федерального закона. И очень многие вещи сегодняшнего дня на нее не распространяются.

Одна из мер воздействия в новом законопроекте радикальная — отбирать объект у недобросовестного застройщика. Но и оно может не сработать, опасаются эксперты.

Александр Петренко, юрист: «Забрать у проблемного застройщика, в случае если он нарушает права дольщиков и допускает долгострой, администрация может только тот объект, который администрация ему предоставляла. А у нас масса пятен, где застройщик является собственником земельного участка».

214-й закон разделил судьбу всех дольщиков в Петербурге на до и после. Тот, кто неудачно вложился в жилье после апреля 2005-го, бьется и будет продолжать бороться с застройщиком один на один в судебных инстанциях. Тот, кто ждет свою квартиру десятый год или даже больше, получат поддержку властей. Вопрос только в том, какую. Пока законопроект не прошел всех парламентских чтений и правок, обманутые соинвесторы на многое не рассчитывают. Они, кажется, вообще уже мало кому верят.

Связанные новости

Читайте также