На сцене Большого театра — балет о «светлом будущем коммунизма»

23.03.2006, 11:27

В Москву возвращается «Золотой век». Сегодня в Большом театре состоится премьера возрожденного балета Дмитрия Шостаковича.

В Москву возвращается «Золотой век». Сегодня в Большом театре состоится премьера возрожденного балета Дмитрия Шостаковича. После 25-летнего перерыва на главной сцене страны комсомольцы 20-х годов будут бороться за светлое будущее и побеждать бандитов и нэпманов. С подробностями — корреспондент телекомпании НТВ Юлия Варенцова.

Дмитрий Шостакович написал свой «Золотой век» как первый идеологический балет на тему международной политики. По сюжету, советских спортсменов на Западе фашисты соблазняли фокстротом. Наши спортсмены отвечали танцем солидарности с неграми, выигрывали матч, а заодно освобождали политзаключенных.

Эта драматическая борьба советского спорта с буржуазными пороками на балетной сцене закончилась полным провалом спектакля. Балет, который Юрий Григорович поставил в Большом в 1982 году и который он восстанавливает сейчас, совсем о другом. Либретто пришлось переписать с чистого листа.

Юрий Григорович, народный артист СССР, хореограф-постановщик балета «Золотой век»: «И самого Дмитрия Дмитриевича не устраивал сценарий балета, либретто балета. И он всегда говорил и писал об этом, что первое — это неудачный сценарий в этом балете».

Во второй редакции в качестве добрых сил выступают советские рыбаки — апостолы нового времени. В роли сил темных — богатенькие нэпманы, прожигающие жизнь в кабаках. «Золотой век» — название одного из них.

Главная героиня Рита — ресторанная певичка, морально разлагается в объятиях своего партнера Жака. Он же в свободное от работы время — бандит Яшка, солирует в сценах разбоя и мошенничества. В шайке есть даже своя Манька Облигация, только зовут ее Люська.

Екатерина Крысанова, исполнительница роли Люськи: «Многие думают, что Люска — это девушка легкого поведения. А я старалась создавать образ более высокого ранга».

Честный комсомолец и вожак агитбригады Борис вытащит главную героиню из омута разврата и приобщит к идеалам коллективизма. Молодым солистам Большого не кажется странным, что сегодня они всерьез танцуют балет о победе советского образа жизни.

Анна Антоничева, солистка Государственного академического Большого театра: «Сейчас этот сюжет очень актуален в стране, потому что и фильмы, и сериалы, и всевозможные передачи стараются делать на тему 30–40-х годов, поэтому мы не отстаем».

Денис Матвиенко, солист Государственного академического Большого театра: «А я добавлю, что это история, и это не нужно забывать. Какая бы история ни была, плохая или хорошая, но она должна быть и должна вспоминаться».

Юрия Григоровича, специально приглашенного из Краснодара для реанимации «Золотого века», вдохновила не идеология, а дух эпохи.

Юрий Григорович, народный артист СССР, хореограф-постановщик балета «Золотой век»: «Рыбаки и комсомольцы вели в светлое будущее коммунизма и всё. Вот это всё и есть. А рядом была нэпманская жизнь».

Те, кто видел «Золотой век» в 80-е годы, вспоминают, что в финале героиню принимали в пионерки. Тогда билеты на этот балет продавали почти принудительно, в нагрузку. Теперь, когда советские ценности снова в цене, на спектакль ожидают полные залы зрителей, тем более, что в новой постановке Юрия Григоровича в старой сценографии Симона Версоладзе социализм получился ненавязчивым и даже каким-то акварельным.

Читайте также