Невский без машин: Петербург разделился на противников и сторонников пешеходного бульвара

11.02.2014, 14:49

Видеосюжет: Мария СапожниковаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Шагать по Невскому проспекту, не испытывая неудобств от рекламных щитов и узких тротуаров, предлагают активисты, сделав центральную магистраль Петербурга пешеходной. Инициатива вызвала бурное обсуждение разделив общественное мнение на две разнонаправленные точки зрения.

Центральная магистраль Северной столицы, безусловно, — одна из самых посещаемых туристами улиц, но транспорта здесь не меньше. И в данном случае невозможно учесть интересы всех участников движения. Инициатива даже на уровне идеи взбудоражила общественность.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв выяснял плюсы и минусы превращения Невского проспекта в пешеходную зону.

Сейчас Невский проспект — это территория машин. Пешеходы могут пройти, лишь когда горит зеленый свет и по переходу. Но есть люди, которые готовы перейти в наступление на территорию железных коней. По их замыслу, Невский проспект на участке от Фонтанки до Мойки должен измениться кардинально. Он превратится в пешеходный бульвар. Посередине будут расти деревья, а транспорт здесь сможет ездить только общественный.

И ездить он будет по выделенным полосам. Их будет по две в каждом направлении. Средняя часть — широкое прогулочное пространство со скамейками, клумбами и киосками. Интересно, что в комитете по транспорту идею петербуржцев оценили положительно, ведь троллейбусам и автобусам красный свет авторы призыва не зажигали.

А вот в других структурах городской администрации к инициативе отнеслись настороженно. Как-никак 14 тысяч автомобилей в сутки проезжают по этому участку Невского проспекта в каждом направлении. И отводить их на и без того перегруженные набережные не получится.

Рубен Тертерян, генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга: «Тот дополнительный объем транспорта, который сейчас проходит по Невскому именно с целью транзита, мы отвести на набережные не сможем. Тогда остается центральная часть — улицы и дороги, которые есть. И та сеть, которая тут существует, она, действительно, будет очень сильно перегружена, и передвигаться по центру будет трудно».

Впрочем, те, кто ратует за создание пешеходной зоны, в первую очередь, думают, конечно, не о транспортном потоке, а о человеческом. Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Так писал о главной улице Гоголь, и для многих современных горожан это ее назначение по-прежнему основное. Корреспондент НТВ Мария Сапожникова прогулялась по Невскому с активистом движения «Красивый Петербург».

Когда летом из-за дорожных работ Невский проспект был перекрыт для машин, это так понравилось горожанам, что активисты «Красивого Петербурга» нашли массу аргументов за то, чтобы машины здесь уступили место пешеходам.

Чтобы петербуржцы могли неспешно прогуливаться по главному проспекту, а не устраивать здесь спринтерских гонок, активисты и затеяли изменения.

Красимир Врански, руководитель проекта «Красивый Петербург»: «Чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы можно было остановиться на минутку и пообщаться. Чтобы можно было что-то посмотреть. Чтобы Невский не был проходной улицей. Это все-таки Невский».

Доводы за расширение пешеходной зоны буквально под ногами. Здесь и так разгуляться негде, а дополнительные препятствия еще больше сужают пространство. Глубокие лужи и высокие поребрики заставляют уже сейчас выходить на проезжую часть.

Провести реконструкцию центральной магистрали активисты предлагают после 2016 года, когда откроется Западный скоростной диаметр, и транзитный поток с Невского перейдет туда. А пока отдать проспект во власть пешеходов хотят лишь на один выходной день в неделю.

«А кому нужно праздно шататься по Невскому?» — возражают те, кто против создания пешеходной зоны. Эти люди ежедневно на машинах ездят по проспекту. По их мнению, по главной городской улице перемещаются в основном по делу. Это транспортная артерия, и ради чего ее пережимать, непонятно.

Сергей Кузнецов, водитель такси: «При царях, при генсеках тут всегда даже трамваи ходили, а они хотят пешеходную зону сделать. Здесь столько туристов-то нет. Кто тут будет ходить? В праздники, больше того скажу, тут славянских лиц вы не увидите. Одни таджики с узбеками на праздники ходят. Так что для кого это будет сделано?»

Но если улицу делают пешеходной, значит это кому-нибудь нужно. В последние пару десятилетий в Петербурге регулярно пытаются выгнать автомобили с определенных дорог. И кое-где удачно. На некоторых улицах теперь уже и не представить проезжую часть.

Вообще, автомобильное движение по Невскому, на самом деле, перекрывают. Регулярно и по поводу. В День города, День Победы или, как например, в прошлом году, когда отмечали 300-летие Александро-Невской лавры, ради Крестного хода.

Шествующим вольготно, а на улицах вокруг — сотни разгневанных автомобилистов, тщетно разыскивающих свободный объезд. Но в решении вопроса с организацией пешеходной зоны решающим, очевидно, станет совсем другой аргумент. На создание бульвара понадобятся десятки миллионов рублей, которые в бюджете, понятно, не лишние.

А вот на замену асфальта как раз на этом участке Невского из казны прошлым летом выделили почти 139 миллионов рублей. Надо полагать, что, расходуя такие деньги, в структурах Смольного все же не планировали через год демонтировать покрытие ради устройства прогулочной зоны.

Читайте также