Ветеран ВОВ пришел в КС за статусом инвалида войны

06.02.2014, 14:58

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Фронтовик из Орловской области, раненый в октябре 43-го, когда был добровольцем-осоавиахимовцем, требует признать его инвалидом войны. Согласно закону, этот статус присваивается осоавиахимовцам, получившим увечья с февраля 44-го по декабрь 51-го года. КС разобрался в тонкостях и удовлетворил иск ветерана.

История 70-летней давности легла в основу решения, вынесенного Конституционным судом. Речь идет о статусе инвалида войн. До сегодняшнего дня его присваивали только тем ветеранам, которые получили ранения с февраля 44-го. Высшая судебная инстанция постановила, что это дискриминация. И дело не только в получении каких-то дополнительных льгот, для многих участников Великой Отечественной это вопрос чести и достоинства.

Как выяснил корреспондент НТВ Илья Федосов, редко бывает так, что позиция Конституционного суда абсолютно совпадает с позицией заявителя, но сегодня именно такой случай. КС провозгласил решение по делу ветерана войны, жителя Орловской области Владимира Корсакова. Подростком он участвовал в составе отряда Осоавиахима в разминировании территорий, освобожденных от фашистов. В октябре 43-го года во время проведения саперных работ случилось несчастье — у одного из бойцов отряда в руках разорвалась мина.

После этого случая Владимир Корсаков лишился глаза и попал в категорию «инвалид детства, пострадавший в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны». Но инвалидом войны его так и не признали. Согласно 5-му пункту 4-й статьи закона «О ветеранах», к инвалидам войны относятся лица привлекавшиеся организациями Осоавиахима к разминированию территорий объектов в период с февраля 44-го по декабрь 51-го. Заявитель получил увечье в 43-м году, поэтому не имел права считаться инвалидом войны.

Получалось, что добровольцы-осоавиахимовцы, подорвавшиеся на мине в феврале 44-го года, имеют право на получение статуса инвалида войны, а такие же добровольцы, пострадавшие при разминировании тех же территорий и объектов, но на несколько месяцев раньше, такими правами не обладают. Сам заявитель назвал это дискриминацией.

Это разграничение законодатель ввел по формальному признаку. В феврале 44-го вышел указ министра обороны о привлечении осоавиахимовцев к разминированию объектов, поэтому эта дата и появилась в федеральном законе. Конституционный суд признал это формальным поводом, а оспариваемую норму закона — неконституционной, порождающей социальное неравенство, подрывающей авторитет государственной власти и уважение граждан к закону.

Геннадий Жилин, судья Конституционного суда: «Я полагаю, здесь получился не злой умысел законодателя, просто хотели сделать как лучше, а вот получилось немножко нехорошо, поскольку значительную часть людей исключили».

Теперь дело заявителя должно быть пересмотрено. Владимир Корсаков и сейчас получает те же самые льготы, что и официально признанные инвалиды войны. Но, несмотря на возраст, снова пойдет в суд, поскольку, по его словам, получение именно этого статуса для него — вопрос принципиальный.

Читайте также