Мигранты за рулем: как сделать поездку на маршрутке более цивилизованной

31.01.2014, 15:35

Видеосюжет: Дарья КриволаповаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Транспортные компании Петербурга, основную часть которых составляют водители-мигранты, в спешном порядке закупают программы-тренажеры для сдачи экзамена на права. Выяснилось, что правила дорожного движения знает только каждый пятый из пришедших в ГИБДД. А ведь эти люди работают на маршрутах и возят пассажиров.

То, что большинство иностранных сотрудников городских компаний-перевозчиков не знают правила, показали экзамены в ГИБДД. Лишь каждый пятый прошел необходимую переаттестацию. После таких результатов транспортники начали закупать программы-тренажеры, чтобы подготовить своих работников и заодно научить их ездить, не нарушая. Получается, до этого их профпригодность никто не проверял, и пассажиры каждый раз рисковали и делают это до сих пор, садясь в маршрутки.

Корреспондент НТВ Александр Щерба — о путях развития ситуации.

На сегодняшний день из 13 тысяч водителей маршруток почти половина тех, кого в обиходе называют мигрантами. Они еще пока ездят по правам, выданным в Узбекистане, Таджикистане или республиках Кавказа. Однако в прошлом году был принят закон, согласно которому после 14 мая этого года все водители обязаны иметь удостоверения специальной категории Д1, оформленные в России.

Манеры вождения мигрантов уже попали в анекдоты. Но совсем не смешно наблюдать статистику ДТП, в которых виновниками аварий признаны именно приезжие. Получение новых прав — это попытка навести порядок на дорогах. Но глядя, как все проходит, понимаешь, что попытка неуклюжая.

Василий Киселёв, председатель ассоциации перевозчиков пассажиров: «На сегодня все компании переучивают за свой счет, хотя по законодательству подобного рода деятельность на них никогда не возлагалась. Никогда. И не может возлагаться. Эта деятельность возлагается на субъект прав, то есть на водителя».

Вариант переобучения за свой счет — это утопия. Получение прав на категорию, разрешающую перевозку людей, обойдется минимум в 70 тысяч рублей. Желающих нет. Поэтому транспортная компания берет это на себя. Ведь чем быстрее водитель с новым удостоверением выйдет на линию, тем быстрее он начнет приносить прибыль.

А учитывая, что сегодня процесс так называемого переобучения состоит лишь в сдаче теоретических экзаменов, все упрощается. В компаниях даже закупили оборудование, аналогичное тому, на котором сдают экзамен. И хотя работа водителем мало оплачиваемая и работать приходится много, для приезжих подчас это единственный шанс.

Наверное, нет смысла говорить, что тяжелые условия работы накладывают отпечаток на образ водителя. Глупо требовать от него знания иностранных языков или наличие галстука, но и нельзя отрицать того факта, что выглядеть ты будешь ровно настолько, насколько сам к себе относишься. Корреспондент НТВ Дарья Криволапова убедилась в этом, когда увидела за рулем мужчину, который буквально разрушил все предыдущие стереотипы о том, как должен выглядеть водитель.

Один из городских маршрутов, курсирующих от станции метро «Озерки» через Выборгский и Калининский районы. На первый взгляд, ничем не отличается от других перевозчиков. Но здесь за рулем только жители России. Причем некоторые водители, словно с обложки журналов.

Те, кто всегда пользуется этой маршруткой, к Константину, наверное, привыкли. У пассажиров-новичков молодой водитель, гладко выбритый и всегда одетый в классические рубашки, конечно, вызывает удивление.

Константин Касьянюк, водитель маршрутного такси: «Даже просто отношение людей к тебе совершенно другое. Когда ты сидишь такой, достойно выглядишь. Когда плохо выглядишь, и другую речь слышишь».

Он еще и вежливый. Хотя и пассажиры бывают разные, и ситуации неоднозначные. Но в эту профессию Константин пришел не от безысходности.

Константин Касьянюк, водитель маршрутного такси: «Мне предложили, я пришел и работаю здесь. Меня все устраивает. Мне нравится эта работа. Ничего негативного не могу сказать. Наверное, все-таки нашел свое».

Водителем Костя только в этом парке трудится почти 10 лет. Совсем недавно он получил высшее образование. Правда, менять работу не спешит. Как сегодня признался начальник Константина, такие сотрудники у них в кадровом резерве и, возможно, именно в этой компании он сменит водительское кресло на кресло руководителя.

Говорят, что с ноября, когда начался процесс водительского переобучения, кроме проблемы знания правил дорожного движения была еще одна, довольно серьезная. Многие мигранты с трудом вообще говорили по-русски. Жизнь, однако, заставила выучить язык. Есть надежда, что в ближайшее время будет решена и другая сложность.

В итоге процесс по пересдаче мигрантами экзамена на новые водительские удостоверения сегодня лучше всего характеризует известная присказка: хотели, как лучше. Ведь 92-й закон издали более полугода назад. И с мая 2014-го мигрантам будет запрещено ездить по своим национальным правам.

Но до сих пор нет нормативных актов, на основе каких методик производить пересдачу. И даже нет удостоверения нового образца. В ГИБДД, понимая, что времени почти не осталось, проводит эту процедуру по ведомственным инструкциям 2000 года. Вот и вышло, что хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Читайте также