Современное искусство захватило промзону

12.03.2006, 11:56

В Москве представили произведения современного искусства, претендующие на премию «Инновация».

В Москве выставляют розовых зайцев на тренажерах и фрески о футбольных матчах. Все эти творения художественной мысли претендуют на премию «Инновация» — первую в России государственную награду в области современного искусства. Победителю — громкое звание и денежный приз. Номинантам удивлялась корреспондент телекомпании НТВ Алла Чернышева.

Номинантов на новую премию увидеть можно было на улице: пингвины на карнизе не украшение фасада, а претенденты на звание «Лучшее визуальное произведение». Остальных конкурсантов если не увидишь, что услышишь уже в гардеробе — странные звуки разносятся по центру современного искусства.

Любимый экспонат посетителей — розовые зайцы, и днем и ночью работающие над собой. Так и современные художники, объясняют учредители премии, творят дома и их картины никто не видит.

Леонид Бажанов, художественный руководитель Государственного центра современного искусства: «Помимо андеграунда есть такое мощное открытое современное искусство. И оно должно быть представлено широкому зрителю».

«Инновация» — это первая премия в России за достижения современного искусства. Премия государственная, потому учредители показывают, на что тратят бюджетные деньги. Представлены все номинанты — 49 работ, победителям обещают от 100 до 200 тысяч рублей.

Тем, кто следит за современным искусством, все работы знакомы. Пляшущие в картонной коробке человечки побывали на Венецианской биеннале, а масштабное полотно — фреску «Матч „Челси“ — „Терек“» — показать смогли только в этом центре.

Впервые форма соответствует содержанию. Где еще показывать современное искусство, как ни в здании, похожем на большую инсталляцию? Раньше здесь был один производственный корпус, теперь — выставочные залы, мастерские, библиотека и кинозал.

В подмосковный центр современного искусства переоборудовали бывший ламповый завод. Как и во всем мире, искусство захватило промзону: верхние этажи подвесили на металлических балках, все несущие конструкции разместили на улице.

Никита Шангин, автор проекта: «Получилось необычное пространство выставочного зала, в котором возможна любая планировка. Каждая выставка создает новый интерьер, по-новому ставятся перегородки. Иногда их вообще не бывает. Если все убрать, это будет голое, абсолютно свободное, пустое пространство».

Художники — те, кто вышел из андеграунда — впервые в России обрели государственную крышу и зону обитания — хоть и бывшую промзону. У входа в музей даже поставили бульдозерный ковш как напоминание о временах, когда такое творчество не поощряли премиями.