Двойной портрет: обнаружить под Лениным Николая II помогла случайность

24.01.2014, 20:48

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В петербургской Художественно-промышленной академии выставили для обозрения удивительный портрет последнего российского императора, на обратной стороне которого в советское время был нарисован Ильич.

Удивительная петербургская история двойного портрета постепенно подходит к своему финалу. Случайно обнаруженный на оборотной стороне холста Ленина портрет императора Николая II освободили от краски и лака. Судьба этой работы, парадоксальным образом объединившей последнего российского императора и вождя Советов, сейчас находится в руках специалистов академии имени Штиглица

О невероятном стечении обстоятельств, которые и раскрыли тайну картины, рассказывает корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Парадный портрет Николая II пока без рамы выставлен в большом зале академии имени Штиглица. Именно здесь его очистили от слоя водорастворимой краски, оставив несколько контрольных участков, и именно здесь будут проводить полную реставрацию.

Татьяна Поцелуева, реставратор, профессор кафедры живописи и реставрации академии имени А. Л. Штиглица: «Самая большая трудность будет в приготовлении двустороннего подрамника, чтобы картину экспонировать с двух сторон, чтобы у нас и портрет Ленина, и Николая сохранился в одной картине».

Об этой по-настоящему сенсационной истории заговорили летом, когда в 206-й школе решили реставрировать портрет Ленина, порванный в нижнем углу, и специалисты из Русского музея обнаружили на обратной стороне небольшого фрагмента чей-то нарисованный сапог, как потом выяснилось, императора.

Татьяна Бачурина, директор школы №206: «Владимир Ильич здесь был на первом плане, а потом, когда все это уже обнаружилось, то тогда началась реставрация».

Все детали еще предстоит выяснять, но самой правдоподобной выглядит версия о том, что спас портрет императора художник, рисовавший Ленина, — Владислав Измайлович. Он уже тогда преподает рисование в 206-й школе, как об одном из любимых учителей о нем вспоминал Аркадий Райкин. И, кстати, именно его кисти принадлежит первый классический портрет вождя революции.

Светлана Пасынкова, директор музея школы №206: «Измайлович должен был поместить сюда портрет В. И. Ленина. Ему и поручили его создать. Что делает Измайлович? Я думаю, что он вообще совершил нравственный подвиг. Он закрыл царя Николая, скрыл царя под слоем специальной краски, перевернул холст и с обратной стороны изобразил основателя нашего советского государства Владимира Ильича Ленина на фоне Петропавловской крепости».

Если Ленина писал Измайлович, то портрет Николая II создавал Илья Саввич Галкин. Художник, работы которого, может, и не слишком известны, но сегодня они есть в собрании Русского музея, а тогда, в конце XIX века, среди почитателей его таланта, действительно, были члены императорской семьи. Известен еще как минимум один портрет Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны.

Вячеслав Машков, заслуженный художник России, заведующий кафедрой живописи и реставрации академии имени А. Л. Штиглица: «Это потрясающе, как сохранилось. Мы говорил в таких случаях: „Прекрасная сохранность!“»

Обо всем этом вряд ли стало бы известно, если бы не случайность: судя по всему, много лет назад, может даже десятилетий, кто-то из учеников как будто врезался в картину — рукой ли, головой, сегодня, в общем, неважно. Только это и заставило руководство школы уже в новое время прийти к реставраторам и неожиданно выяснить, что за Владимиром Ильичом на картинах бывают не только пролетарии.

Когда реставрация портрета подойдет к концу, в 206-й школе обещают снова совершить этот почти государственный переворот и вернуть императора. Ленин, конечно, тоже останется. Просто теперь уже не с лицевой, а с обратной стороны.

Читайте также