На сцене Михайловского развернулась музыкальная драма времен опричнины

23.01.2014, 20:55

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Андрей Могучий решил вернуться к опере и поставить в Петербурге одну из визитных карточек жанра — «Царскую невесту» композитора Римского-Корсакова.

В Михайловском театре Санкт-Петербурга готовятся к премьере. Режиссера Андрея Могучего пригласили поставить оперу «Царская невеста». Мастер говорит, что в работе его, прежде всего, интересует история любви и человеческих взаимоотношений, а не политическая сторона жизни.

Андрей Могучий уже обращался к жанру оперы. Десять лет назад в Москве он адаптировал «Бориса Годунова» для Соборной площади. Арии звучали под открытым небом. А вот «Царская невеста» — это первая опера в привычных интерьерах.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на репетиции.

Этих актеров пришлось одевать. Разобраться в исторической амуниции опричников непросто даже взрослому, не говоря уже детях 10–12 лет. Мальчики детского хора щеголяют при бородах и саблях. Хотя у Римского-Корсакова дисканты не прописаны, участники коллектива в этой постановке не только играют, но и поют наравне со взрослыми.

Прием Андрея Могучего для массовых сцен невероятно любопытен и создан ради особой иллюзорности, где нужно показать разницу в величине главных героев и народа. Но самым неожиданным оказалась увертюра его «Царской невесты»: режиссер вывел на сцену почти десяток девушек в современных подвенечных нарядах.

Андрей Могучий, режиссер-постановщик: «На тот момент, когда мы брались за эту оперу, я вообще не был большим поклонником творчества Римского-Корсакова. Мне она была не очень понятна, не очень близка. В первую очередь, меня заинтересовала сама история. Она сделана очень крепко и правильно драматургически мотивирована».

Сюжет, заимствованный Римским-Корсаковым у историка Карамзина, явно соперничает с шекспировскими трагедиями. Марфа Васильевна была супругой Ивана Грозного всего 15 дней, ее отравили. События начинают разворачиваться несколько ранее.

Андрей Могучий, режиссер-постановщик: «Марфа и есть любовь. Образ этого человека и этого персонажа. Во всех своих проявлениях он является олицетворением любви, тотальной космической любви. К которой имел неосторожность прикоснуться Грязной».

Могучий своей трактовкой хотел подчеркнуть универсальность человека, чувства которого не меняет время. Отсюда эклектичность постановки и явное отстранение от конкретного времени и пространства.

Сам режиссер особо не объясняет, зачем на сцене появляются те или иные объекты. Хотя, например, деревянные истуканы несут вполне определенный смысл. Они напоминают о наших языческих корнях.

Поступки некоторых героев явно противоречат христианским принципам. Поэтому особенно интересно драматическое решение партий Любаши и Грязного. Всех исполнителей нашли среди артистов Михайловского театра.

Михаил Татарников, художественный руководитель Михайловского театра, главный дирижер: «Могу сразу сказать, что исполнитель партии Грязного, наш Александр Кузнецов, — это будущая звезда мировой оперы. Буквально за два года совершил большой прыжок».

В этой партии важно взять одну из крайних нот для баритона — соль первой октавы.

Александр Кузнецов, исполнитель партии боярина Грязного: «Каких-то каденций, как принято в итальянской опере, то есть когда певец может показать весь свой диапазон в удобной ему форме, у Римского-Корсакова не написано. Я стараюсь спеть то, что написал композитор».

Музыка «Царской невесты» Римского-Корсакова по красоте не уступает многим итальянским операм. Есть невероятно красивые ариозо. Наверное, поэтому такие театры как «Ла Скала» почти одновременно с Михайловским готовят премьеру этого русского музыкального шедевра. Но для петербургского театра эта опера еще и своеобразная визитная карточка. Первым спектаклем на этой сцене после блокады была именно «Царская невеста».

Читайте также