Турникеты вместо кондукторов: петербуржцы противятся транспортным инновациям

17.01.2014, 14:53

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В петербургских автобусах в качестве эксперимента в очередной раз установят турникеты. Правда, в этот раз будут тестировать еще одну систему — автоматы по продаже одноразовых билетов. Прошлая попытка технического нововведения вызвала негативную реакцию. Почему к этой идее снова решили вернуться и изменилась ли позиция горожан, узнавали корреспондент НТВ.

На петербуржцах снова будут тестировать новую систему оплаты проезда в транспорте. Кондукторов хотят заменить на турникеты. Пока это предлагается сделать в тестовом режиме, но уже не впервые. В 2007 году пытались ввести подобное техническое новшество, тогда эксперимент провалился. Что заставило вернуться к этой идее и передумали ли жители Северной столицы?

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко вникла в детали.

Для эксперимента по внедрению автобусных турникетов в Петербурге выбрали три маршрута. Один из них 57-й, следующий от метро «Волковская» до Малой Балканской улицы. Он один из самых популярных. В час пик в ожидании транспорта на остановке успевает скопиться и даже замерзнуть небольшая очередь из потенциальных пассажиров. Но когда перед ними гостеприимно распахнет двери транспортное средство с турникетом, время посадки увеличится как минимум вдвое.

В комитете по транспорту о таких мелочах, похоже, не думают. Вернее, думают о другом.

Александр Клейменов, исполняющий обязанности начальника отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту: «Существующая система контроля оплаты проезда не показывает той эффективности, которую мы бы ожидали и хотели бы видеть. Я думаю, что наши жители согласятся с этой позицией».

Пассажир, пользующийся автобусом экспериментального маршрута: «Мне кажется, расписание автобуса собьется. Будет все затруднено».

Пассажир, пользующийся автобусом экспериментального маршрута: «Я думаю, это бесполезный вариант, потому что народ иной раз даже валидаторы игнорирует по полной программе и кондукторов».

О том, на что делали ставку, отказываясь от кондуктора и контролера в недалеком советском прошлом, — корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Без кондукторов в транспорте уже пытались обходиться в Ленинграде. После того как вагон ЛМ-57 начали производить серийно, в трамваях стали устанавливать кассы, в которых можно было получить билетик, заплатив 30 копеек, и компостеры, чтобы этот билетик пробить. Никаких контролеров рядом не было, так что расчет был на сознательность советского населения.

Ставка на сознательность работала, впрочем, не всегда. Некоторые вообще заходили в транспорт поздно вечером, вооружившись фомкой, чтобы вскрыть кассу. И хотя контролеров-добровольцев хватало, уследить за каждым недоплатившим они все равно не могли.

Кондукторы появились с появлением трамваев в 1907. Следили за тем, чтобы были закрыты все двери, объявляли остановки, и, конечно, собирали деньги за билеты — со всех, кроме детей ростом ниже одного метра, мерили по специальной рисочке. Сначала работали только мужчины, но уже в 16-м на линию вышла первая женщина-кондуктор — образ, который позже стал классическим.

Современных петербургских чиновников беспокоит вовсе не отсутствие опыта у кондукторов, а то, что часть выручки оседает в карманах. Бесстрастный же аппарат не обманет и не подведет. О не такой уж однозначной судьбе некоторых транспортных инноваций в Северной столице — корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Это на автобусах впервые в Петербурге попробуют установить турникеты. А вот на электрическом транспорте, в троллейбусах, подобное оборудование уже испытывали в 2007 году.

Тогда турникеты появились в 12 машинах. Троллейбусы стали задерживаться из-за очередей и замешательства на входе. А через пару дней после установки оборудование и вовсе стало ломаться.

С введением турникетов возникает вопрос: где приобрести разовый билет? «Горэлектротранс» еще в конце 2012-го попробовал дать ответ. В новый трамвай установили специальный терминал. Кидаешь монеты или засовываешь купюры — он печатает билет. Но даже демонстрация прошла не слишком удачно.

Интересно, что с трудом в транспортной отрасли приживаются даже те инициативы, которые не требуют высоких технологий и позитивно оцениваются горожанами. Так, ночное метро и ночные маршруты автобусов едва удалось сохранить. Но работать они будут лишь по выходным и праздникам.

Зато от внедрения разных электронных систем чиновники отказываться явно не хотят. Несколько месяцев назад Смольный позволил размещать в городе так называемые «умные» остановки. В ожидании транспорта пассажиры смогут воспользоваться банкоматом, беспроводным Интернетом, а специальное табло известит о времени прибытия автобуса, троллейбуса или трамвая. Если, конечно, они не опаздывают.

В том, что главой комитета по транспорту оказался именно москвич Александр Воробьёв, многие видят разгадку петербургской истории с турникетами. Производят-то устройства в столице.

Но депутат ЗакСа Борис Вишневский, пользующийся, кстати, городским, а не служебным транспортом, уверен, что автобусные турникеты выгодны, в первую очередь, местным компаниям- перевозчикам, которые одновременно обслуживают и социальные, и коммерческие маршруты.

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Конкурсы организованы так, что за обязанность эксплуатировать один социальный автобусный маршрут перевозчик получает право на шесть маршрутов. И чем неудобнее для гражданина будет сесть в автобус, тем вероятнее, что он пойдет в маршрутку. Именно маршрутки дают основной доход этим перевозчикам, а социальный транспорт у них как бы нагрузка».

В комитете по транспорту клянутся, что поиск оптимального варианта продолжается.

Тем временем один столичный экономист попытался решить задачу тотальной оплаты проезда без контролеров и без использования технических новшеств. В результате нашелся идеальный ресурс — сами пассажиры. Если мы дадим пассажирам право требовать предъявления билетов и взимания штрафов с «зайцев», подтвердив это право законодательно или в правилах пользования общественным транспортом, то мы получим целую армию контролеров, которую не надо оформлять на работу и содержать.

Остается придать этой армии отличительный признак. Таким признаком может стать билет на проезд, если мы добавим к нему еще одну функцию — не только право проезда, но и право проверки наличия билетов у других пассажиров.

Штрафными квитанциями автор идеи предлагает снабдить водителя. Конечно, для этого придется поменять несколько строчек в правилах пользования общественным транспортом и утрясти вопрос с налоговиками, но, по мнению специалистов, на все это придется потратить не более 35 миллионов рублей, что почти в 30 раз дешевле внедрения на петербургском транспорте турникетной системы.

Читайте также