Синдром сноса: в Северной столице исчезают исторические дома, несмотря на законы и моратории

16.01.2014, 15:00

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Пока петербуржцы отмечали новогодние праздники, Северная столица потеряла сразу пять исторических зданий. С шумом фейерверков и салютов слился гул работы экскаваторов. Почему застройщики самовольно уничтожают памятники архитектуры разной степени ценности, а действующий закон не карает нарушителей, как борются за сохранение исторического облика Петербурга, выясняли корреспонденты НТВ.

Накануне в Колтушах рядом со своим любимым парком собрались местные жители. Правда, повод был далеко не радостный. В этом населенном пункте Ленинградской области опять активизировался застройщик, действия которого признал незаконными суд. Несмотря на это, строители решили продолжить подготовку возведения жилого дома.

Подобная практика использовалась и в Петербурге. И в городе масштаб намного серьезнее. В новогодние праздники пополнилась безрадостная статистика борьбы за сохранение исторического облика города. Северная столица потеряла пять исторических зданий.

Корреспондент НТВ Кирилл Бурмаков — о новых и старых разрушительных методах.

Без лишнего шума экскаваторы сравняли с землей один из корпусов по адресу Свердловская набережная, 38, что за особняком Кушелевых-Безбородко. Весь этот комплекс в прошлом занимала Елизаветинская община сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Архитекторы Сюзор, Набоков и Гёдике работали над его проектом.

Памятнику архитектуры не повезло оказаться на территории управляющей компании «Теорема», которая пытается избежать общения с прессой. Собственник математическую задачу решил просто — снести. Дом имел статус выявленного объекта культурного наследия. Ни мораторий губернатора, ни деятельность градозащитников, ни протесты жителей Петербурга не указ тайному демонтажу.

Дмитрий Литвинов, градозащитник: «Либо они пытались это сделать под шумок, надеясь, что никто не обнаружит, пройдет время и все уляжется. Либо у них есть юридическая схема, которая позволяет им уйти от ответственности. Это самое плохое, потому что здесь, в первую очередь, создается важный прецедент. Если снесли этот объект культурного наследия, значит фактически можно снести любой другой».

Комитет по охране памятников пообещал наказать виновных и привлечь их к уголовной и административной ответственности. Самое суровое наказание — три года тюрьмы. И, как выяснилось, грозит оно не только владельцам территории на Свердловской набережной.

Шум праздничных фейерверков слился с грохотом шар-бабы на других исторических объектах. В свете новогодней иллюминации рухнули последние стены завода «Вагонмаш» на Заставской, здания бывшего полкового лазарета лейб-гвардии Московского полка на Литовской и диспетчерская на Днепропетровской улице. Пусть здесь все происходит по закону, а сами постройки, согласно экспертизе КГИОП, не имеют особой исторической ценности, но сама тенденция вселяет тревогу. Необходимо скорректировать действующий закон. Как оказалось, было бы желание защитить: поводов и формулировок достаточно.

Алексей Ковалёв, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Когда мы дальше будем преобразовывать систему охраны исторической среды Санкт-Петербурга, главным вопросом должно быть достопримечательное место. Если бы сегодня уже действовало достопримечательное место, снос любого исторического здания в центре Петербурга означал бы нарушение объекта культурного всемирного наследия. Штраф — до 60 млн рублей».

Но пока, как утверждают градозащитники, максимум, что ждет разрушителей памятника, — штраф в несколько сотен тысяч рублей. Несерьезная сумма для крупного инвестора. Статья «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия» сейчас практически не применяется. Когда закон бессилен, в дело вступают неравнодушные люди.

Подробнее — в итоговом репортаже НТВ-Петербург.

Читайте также