Топонимический калейдоскоп: в Петербурге размышляют о целесообразности переименований

14.01.2014, 14:32

Видеосюжет: Дарья КриволаповаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

70 лет назад 20 ленинградским улицам и площадям вернули дореволюционные названия. Подобное массовое переименование сейчас невозможно: в Петербурге уже полтора года действует мораторий, объявленный губернатором. Но так ли оно необходимо и сколько адресов могли бы сменить имена, разбирались корреспонденты НТВ.

Историки и неравнодушные к прошлому города на Неве жители отмечают важную дату. 70 лет назад сразу двум десяткам улиц и площадей Ленинграда вернули дореволюционные названия. Первый шаг к восстановлению исторической справедливости был продолжен не раз, но и сейчас есть адреса, которые могли бы сменить уже привычные имена. Вот только в ближайшие полтора года это невозможно: в городе действует губернаторский мораторий.

Так ли это необходимо, задумался корреспондент НТВ Александр Щерба.

Сегодня спустя полгода после переименования на станции Царское Село еще можно увидеть таблички со старым названием — Детское Село. В августе прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев своим указом вернул то имя, к которому привыкли не только в России.

Надежда Чикушина, начальник участка «Витебский» Октябрьской железной дороги: «Во всех исторических документах, во всех справочниках о городе Пушкине упоминается как о Царском Селе. Когда к нам приезжают туристы, они именно спрашивают про станцию Царское Село».

Царскому Селу повезло: он памятник федерального значения и не попал под мораторий губернатора. Полтора года назад Смольному надоели споры о переименовании улиц в историческом центре, и Георгий Полтавченко на время поставил точку в этом вопросе.

Алексей Ерофеев, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга: «Когда было объявлено интернет-голосование, выяснилось, что далеко не все одинаково относятся к возвращению Николаевской улицы вместо улицы Марата. Поэтому Георгий Полтавченко принял такое решение. Мол, давайте все устаканится, а потом вернемся к этому вопросу. Действительно, поживем мы с советскими улицами. Жили мы с улицей Марата, и ничего от этого не изменится».

Живем и так, но вот наступила дата, которую невозможно проигнорировать, и споры о возвращении исторических названий вспыхнули вновь.

Массовое переименование улиц в начале 90-х годов прошлого века было легко объяснимо. Таким образом общество пыталось избавиться от советского прошлого. Но в истории города было еще одно масштабное возвращение к историческим названиям. И прошло оно в тот момент, когда, казалось бы, об этом надо было думать в последнюю очередь.

Мотив переименования как нельзя лучше укладывается в легендарную формулу: «Все для фронта, все для победы!» Моральный дух общества, который был и так высок, подняли еще выше.

И вот сегодня накатывает третья волна переименований. У нее не менее веский довод — здравый смысл. Суворовский проспект перестал быть Советским, но магистрали, его пересекающие, не стали Рождественскими. Названные в честь революционеров улицы Воинова, Каляева и Володарского уже давно носят свои исторические имена: Захарьевская, Шпалерная и Литейный проспект. Поэтому набережная Робеспьера, бывшая Воскресенская, здесь явно выделяется.

И совсем удивительным кажется треугольник Петроградской стороны: Троицкая площадь, Кронверкский проспект — исторические названия. И соседняя с ними улица Куйбышева. 22 года назад про нее просто забыли.

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова узнала много интересного в архивах.

Возможно, и правда улица Валериана Куйбышева уместнее смотрелась бы в Ленинграде, чем в Петербурге. И, как говорят сторонники переименования, ей логично вернуть историческое название Большая Дворянская улица. Но между Дворянской и Куйбышева был еще период, когда улица называлась улицей Деревенской бедноты. Не исключено, что и это название кому-то нравится больше.

Свои названия в разное время меняли не только улицы, но и пригороды Петрограда-Ленинграда-Петербурга. Некоторые жители и сейчас по привычке позовут посмотреть фонтаны в Петродворце. Он только в 1997 стал Петергофом. Ломоносов до 1948 года был Ораниенбаумом. А вот прежнее название Павловска вряд ли кто-нибудь вспомнит. Хотя 26 лет он назывался Слуцком. В честь революционерки Веры Слуцкой.

В Куоккале в конце XIX века покупали дачи богатые петербуржцы. Но прославил это место русский живописец. Илья Репин приобрел здесь два гектара земли. Но после революции территория отошла Финляндии. Тут находилась и резиденция большевиков — дача «Ваза», на которой скрывался Ленин. В 1944 году Куоккала окончательно вошла в состав Советского Союза. Через четыре года место переименовали в Репино.

Сегодня, по оценке историков, возврата своего исторического имени дожидаются 39 адресов. С ними согласилась еще предыдущая администрация, но процесс переименования все откладывали и откладывали. Нынешняя также не хочет будоражить общественное мнение и вопрос решила еще проще — наложила мораторий.

Запрет должен закончиться весной следующего года. Впрочем, тогда для городской администрации ситуация легче не станет: придется делать непростой выбор. Либо переименовывать (но почему не сейчас — как никак юбилейная дата), либо продлевать мораторий. Но это уже можно расценивать как попытку переложить ответственность на последующее руководство.

Читайте также