Узники Гуантанамо сыграли самих себя

15.02.2006, 13:41

Двое бывших узников стали участниками Берлинского международного кинофестиваля. Там состоялась премьера фильма «Дорога в Гуантанамо».

Американская тюрьма для подозреваемых в терроризме на базе в Гуантанамо должна быть закрыта — такой вывод сделали авторы доклада комиссии ООН по правам человека. Официально этот документ еще не обнародован, однако его фрагменты попали в прессу.

Согласно публикациям, в докладе сообщается о пытках и негуманном обращении с узниками. Эксперты ООН опирались в своем расследовании на свидетельства адвокатов и бывших заключенных.

Двое бывших узников сейчас являются участниками Берлинского международного кинофестиваля. Там состоялась премьера фильма «Дорога в Гуантанамо» — его уже называют 90-минутной иллюстрацией к докладу правозащитников. Репортаж НТВ.

Сегодня они — герои Берлинского кинофестиваля и претенденты на «Золотого медведя». Но два года назад их, как диких животных, держали в клетках. Шафик Расул, Рухель Ахмед, а также их товарищ Азиф Икбаль, не приехавший на фестивальную премьеру — бывшие узники американской тюрьмы, сыгравшие самих себя в фильме «Дорога в Гуантанамо».

Сюжет картины основан на подлинной истории трех британских мусульман. В 2001 году они отправились на свадьбу в Пакистан, оттуда попали в Афганистан, где и были захвачены в плен американцами как пособники талибов. В фильме они рассказывают о двух годах, проведенных за решеткой.

С их слов снимались и постановочные сцены грубого обращения американских солдат с заключенными. Режиссера картины, британца Майкла Уинтерботтома, не так давно обвиняли в порнографии за ленту «9 песен». На этот раз в полемике вокруг его творчества стал очевиден политический оттенок. Сам Уинтерботтом говорит, что вовсе не старался выставить в черном цвете американских военных.

Майкл Уинтерботтом, режиссер: «Это история о людях, которых взяла в оборот какая-то испорченная система, которая не предъявляет обвинений, но лишает всех прав. И люди, оказавшиеся в этой системе, не имеют ни малейшего представления, сколько все это продлится и что с ними будет».

По словам героев фильма, с ними в Гуантанамо обращались лучше, чем с другими, возможно, из-за их британских паспортов. Согласно официальным данным, за четыре с лишним года существования тюрьмы американские власти предъявили обвинения лишь 10 заключенным. Около пятисот человек до сих пор находятся в Гуантанамо в статусе «подозреваемых в терроризме» с туманной судебной перспективой.

Шафик Расул, бывший узник тюрьмы в Гуантанамо: «Мы хотим показать всему миру, что творится в Гуантанамо. И мы считаем, что всех узников нужно выпустить оттуда, а саму тюрьму — закрыть, поскольку там нарушаются права человека».

Майкл Уинтерботтом заявил, что ему безразлична реакция на его фильм чиновников в США и Великобритании. Режиссер не стремился получить комментарии военных и политиков, чтобы нарисовать так называемую «объективную картину». Уинтерботтом видел перед собой иную задачу, выходящую за рамки документального жанра.

Майкл Уинтерботтом, режиссер: «Если бы кто-то сказал вам пять лет назад, что американское правительство построит тюрьму специально на Кубе, чтобы избежать проблем с собственными законами. Что это правительство начнет войну, возьмет в плен людей, но при этом откажется назвать их военнопленными, чтобы избежать проблем с международным правом, вы бы, наверное, сочли, что это бред. Но Гуантанамо существует и, кажется, все к этому уже привыкли».

Уинтерботтом не знает, найдет ли «Дорога в Гуантанамо» путь к американскому зрителю. Как известно, создателям другого нашумевшего фильма о политике США «Фаренгейт 9/11» удалось найти прокатчика только после победы на Каннском фестивале. Решение жюри берлинского конкурса также может стать определяющим в прокатной судьбе фильма Майкла Уинтерботтома.

Читайте также