В Москве сегодня вспоминали XX съезд КПСС

14.02.2006, 18:58

Полвека назад проходил XX съезд КПСС. Если бы не закрытый доклад Хрущева, он вошел бы в историю коротким словосочетанием: «20-й юбилейный».

Культ личности или Ошибка партийной теории. Полвека назад в Москве проходил XX съезд КПСС. Если бы не закрытый доклад Хрущева, он вошел бы в историю коротким словосочетанием: «20-й юбилейный»… Но его внесли в учебники, а полную версию речи тогдашнего первого секретаря засекретили.

Новое определение эпохе Сталина делегаты XX съезда встретили не «бурными продолжительными аплодисментами», а гробовым молчанием. О событии, которое перевернуло жизнь страны — обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Первый съезд без Сталина проходил 12 дней. Первые 11 дней — в обычной манере: восхваление партии, идущей от победы к победе.

Никита Хрущев, 1953–1964гг. — первый секретарь ЦК КПСС: «И нет никакого сомнения в том, что коммунизм в Советском Союзе будет построен. Такова воля партии, воля народа».

Взрыв произошел в последний день съезда. После смерти Сталина, расправы над Берией и его группой в стране уже шел процесс реабилитации. Из тюрем, из ссылок возвращались заключенные. Но имя Сталина по-прежнему было путеводной звездой советского народа.

За день до начала съезда его делегатам сообщили, что им предстоит заслушать закрытый доклад. Но, несмотря на это, никто к услышанному готов не был.

Рой Медведев, политик, историк: «Как если бы Римский Папа собрал Вселенский католический Собор в Риме и заявил, что Иисус Христос был человеком, а не Богом, и что Евангелие написано с большим количеством ошибок».

Руководство партии не могло предвидеть реакции съезда на доклад. Ворошилов предостерегал, что делегаты, заслушав его, вряд ли проголосуют за новый состав ЦК. Поэтому было решено дать слово Хрущеву только после выборов, а прения по докладу не проводить.

Доклад Хрущева произвел ошеломляющее впечатление. Поэтому первоначальное решение — сохранить его в тайне от народа и всей партии — было изменено. Сразу после съезда было принято решение ознакомить с докладом партактив, затем комсомольский актив и работников советского аппарата. В сокращенном виде доклад был разослан руководителям зарубежных компартий.

Уже летом 1956 года доклад опубликовала американская пресса. Однако в Советском Союзе он был впервые опубликован лишь в 1989 году — на пятом году горбачевской перестройки.

Рада Аджубей, дочь Н. Хрущева: «В тот момент я была комсомолкой, училась в университете на биофаке. Нас пригласили на закрытое комсомольское собрание. Прочитали доклад. Затем человек унес его в райком, а мы остались — каждый со своими мыслями. Мои мысли… Для меня это был шок».

Никто не желал перерастания критики Сталина в критику политической системы. Сам Хрущев сделал немало, чтобы так называемая оттепель сменилась морозцем, а его сменщики и вообще взяли курс на пересмотр волюнтаристских действий Хрущева.

Олег Попцов, в 2000–2005 году — генеральный директор телеканала «ТВ-Центр»: «С одной стороны, человек дал свободу, а с другой стороны, как бы спохватившись, сказал, что свободу надо ограничивать».

Актуален ли обличительный документ той эпохи в наше время? Или он интересен только историкам и политологам, которые собрались сегодня в Москве на научно-практической конференции?

Владимир Лысенко, сопредседатель Республиканской партии: «От Сталина, я думаю, остался страх народа перед властью и желание присягнуть на верность».

Полностью развенчать образ Сталина в народе доклад Хрущева оказался не в состоянии. Не смог разрушить он и существовавшую политическую систему. Но сыграл важную роль в последующей демократизации советского общества. И за это ему сегодня воздается должное.

Читайте также