Европейских бродяг возвращают в общество трудотерапией

25.12.2005, 19:33

Власти европейских мегаполисов задумались о том, как помочь бездомным выжить в условиях зимы.

Власти европейских мегаполисов задумались о том, как помочь бездомным выжить в условиях зимы.

Как передает телекомпания НТВ, в Риме издан Рождественский справочник для бродяг и бомжей. В новом пособии указаны адреса и телефоны ночлежек, бесплатных столовых и больниц, где всем нуждающимся окажут помощь.

А в Лондоне пошли еще дальше. Там разработали специальную программу, как превратить бездомных в продавцов журналов.

С подробностями — корреспондент телекомпании НТВ Евгений Ксензенко.

Это рабочая ситуация. Обычно бездомные люди ждут своей очереди, чтобы получить свежий номер благотворительного журнала «Биг ишью» или «Важная проблема». Кто-то, как Шон, уже с утра на официальном рабочем месте — на пятачке у синей двери в центре Лондона. Подписав контракт с журналом, Шон, по его словам, связал свои вредные привычки по рукам и ногам.

Шон, продавец журнала «Важная проблема»: «Я не могу пить спиртные напитки, употреблять наркотики, вести себя агрессивно или просить милостыню. Я должен быть вежлив и приветлив, иначе я потеряю эту работу».

Это правила, соблюдать которые обязаны все продавцы, а их тысячи. Весь Лондон поделен на районы между бездомными людьми, точнее — предпринимателями. То, чем они занимаются, можно смело назвать бизнесом. Стартовый капитал обеспечивает редакция журнала. Первые 10 изданий раздаются бесплатно. Остальные номера можно купить за вырученные деньги с 50-процентной скидкой.

Патрик Лизар, старший пресс-секретарь журнала: «К нам приходят и алкоголики, и наркоманы, и бездомные, и люди с психическими расстройствами. Некоторые из них могут быть агрессивны. Представьте их состояние, они привыкли жить на улице. Но мы подписываем с ними жесткий контракт и потом следим за его выполнением».

Джон — один из тех, кто как раз наблюдает за уличными продавцами. 10 лет назад он сам продавал журнал. Работа вылечила его от алкогольной зависимости. Теперь он координатор и вербовщик новых продавцов одновременно.

Каждый продавец обязан прочитать журнал от корки до корки — иначе не продашь. Как правило, на обложке — звезда или интересная личность. Готовят, и выпускают издание профессиональные журналисты. На его страницах и интервью с Тони Блэром, и с актером Юэном Макгрегором.

Александр и Владимир работают вместе. Колпаки Санта-Клауса накануне Рождества — творческий подход к уличному бизнесу.

Александр, продавец журнала «Важная проблема»: «В день у нас 5–7 паундов (фунтов стерлингов) на еду у нас есть. Каждый день. Как бы мы ни торговали, плохо или хорошо».

Владимир, продавец журнала «Важная проблема»: «Можно заработать немножко денег. То есть, чтобы мы не воровали по магазинам. Но это уже от государства, я думаю, идет, это от государства, только от государства. Оно заботится о людях».

В среднем продавцы журнала «Важные проблемы» работают 60 часов в неделю. Кто-то из них уже через 6 месяцев уходит на другую работу. Некоторые годами продают журнал. Другие — а их почти четверть — нарушают или разрывают контракт.

Сами бездомные признают, что в Британии можно жить не работая. Многочисленные благотворительные организации обеспечат ночлег и еду. Но это путь на дно, — говорят продавцы журналов. Единственный выход — это понять, что важную проблему можно решить или, по крайней мере, продать.

Читайте также