Американцы не представляют Рождество без «Щелкунчика»

24.12.2005, 21:03

Видео программы «Сегодня»

Григорианское Рождество сейчас справляют во многих странах мира, хотя традиционно оно считается «праздником западной цивилизации». Сами американцы признаются — в Рождестве им важен, скорее, не смысл, а атмосфера.

Григорианское Рождество сейчас справляют во многих странах мира. Традиционно оно считается «праздником западной цивилизации», хотя в Америке на официальном уровне теперь политкорректно говорят просто «торжества», и даже Джордж Буш на своих открытках не упоминает Иисуса Христа.

А для рядовых американцев в Рождестве, скорее, не смысл, а атмосфера. Специальный корреспондент НТВ в Нью-Йорке Василий Арканов прошелся не по магазинам, а по балетным площадкам мегаполиса.

С тех пор, как 10 лет назад Геннадий Савельев стал солистом американского Театра балета, о приходе зимы он узнает не по календарю, а по первым тактам «Щелкунчика». Когда-то в Большом ему доверяли лишь танец китайской куклы. Зато в Америке он сразу стал принцем. В Рождество спрос на принцев уж очень большой.

Геннадий Савельев, солист американского Театра балета: «В любой деревне, в любом городе во время Рождества, как вы знаете, идут спектакли. Практически каждая школа, каждая компания делает свою постановку».

Пожалуй, нет такого американца, который хотя бы раз в жизни не побывал на «Щелкунчике». Даже люди, далекие от балета, в Рождество превращаются в балетоманов. На спектакль ходят семьями из года в год. Билеты обычно распроданы уже в июле, а с конца ноября — призрак бродит по Америке, призрак Чайковского.

Геннадий Савельев, солист американского Театра балета: «Практически везде, куда бы ты ни попал, идет „Щелкунчик“. Плюс, конечно, еще и на работе „Щелкунчик“. Надоедает, но что делать».

Без «Щелкунчика» и Рождество не Рождество. В 80-х годах художественный руководитель американского Театра балета Кевин Маккензи попробовал поэкспериментировать с постановкой, но быстро осознал — на святое лучше не покушаться.

Кевин Маккензи, художественный руководитель американского Театра балета: «Я понял, что танцы не имеют значения. Главное, чтобы елка росла, снег падал, а цветы распускались».

И чтобы оловянные солдатики маршировали. Балет пришел в Америку в начале прошлого века, а к середине 30-х годов они маршировали уже повсюду. Правда, Америка не была бы Америкой, если бы не поэкспериментировала и с ними.

На сцене Нью-йоркского «Радио-Сити мюзик-холла», где проходит главная елка страны, в рождественском шоу-ревю солдатиками традиционно наряжают длинноногих красоток. Праздник, конечно, детский, но за билеты-то платят взрослые. А чтобы вытащить на представление пап, нужна серьезная мотивация.

36 девушек кордебалета «Радио-Сити мюзик-холла» — это 72 ножки, 6 представлений в день и более двух миллионов проданных билетов за два праздничных месяца. Беспроигрышная бизнес-модель. Сначала дети идут с родителями, а потом вырастают и ведут на шоу своих детей. Девушки другие, а ножки прежние.

Сейла Чен, артистка кордебалета: «Сколько раз мы взмахиваем ножками? Ой, много. Раз 200 за представление, а, может, и больше».

Джаз, свинг, чечетка, балет — им полагается уметь всё. Но главное — излучать жизнелюбие и на девять рождественских недель забыть об усталости. Усталость — это по будням, а они работают праздником.

Читайте также