Позиция Киева беспокоит Газпром

19.12.2005, 19:58

Москва и Киев предприняли новую попытку договориться о ценах на российский газ, но она опять провалилась.

Москва и Киев предприняли новую попытку договориться о ценах на российский газ, но снова безрезультатно: украинский премьер Юрий Ехануров, чтобы добиться выгодных для себя условий, даже на час раньше прилетел в Москву, но наткнулся на единую позицию правительства России и компании «Газпром», которую в самом Газпроме назвали «железобетонной».

Как заявил источник в российской делегации, украинцы с принципом перехода на рыночные условия поставок «уже не спорят, но пока не осознают, что это надо делать немедленно». Весьма показательно для Киева развивались переговоры с Белоруссией — Минску газ будут качать по дружественным, точнее — «содружественным» ценам.

Репортаж корреспондента НТВ Романа Соболя.

В Доме правительства был день славянских народов. Утром — встреча с белорусским премьером, заседание Совета министров Союзного государства. После обеда — прием украинского премьера. Эти встречи связаны не только родственными узами наших народов, но и близостью обсуждаемых тем: сотрудничество в топливно-энергетической сфере, если проще поставки газа.

Белорусская часть переговоров завершилась быстро — настолько проработаны все вопросы.

Михаил Фрадков, премьер-министр РФ: «Это и вопросы совместной реализации газа, это вопросы совместного транспорта газа».

Сергей Сидорский, премьер-министр Белоруссии: «В Белоруссию будет поставлено в 2006 году 21 миллиард метров кубических газа по цене 46 долларов 68 центов».

Почти такая же встреча состоялась с украинским премьером. Юрий Ехануров прилетел в Москву на час раньше запланированного. Киев торопится. Рукопожатие на виду телекамер. Стороны проходят к столу переговоров. Журналистов немедленно просят удалиться. Такая поспешность тоже вписывается в общую канву. Времени на церемонии, приветственные речи и демонстрацию дружеских чувств не осталось. Очевидно, переговоры начались сразу и посторонним их лучше не слышать.

В это же время в Госдуме заседала украино-российская парламентская комиссия. Депутаты согласны в одном: затягивание спора опасно для Украины.

Любовь Слиска, первый заместитель председателя Годумы РФ, форакция «Единая Россия»: «Последнюю неделю цена со 160 ушла на 220. Когда разговор шел о 160, украинская сторона делала вид, что она не слышит никаких предложений российской делегации, не знает, что скоро 1 января. Я полагаю, что если виновного искать в этой ситуации, то прежде всего нужно говорить об исполнительной власти Украины».

Адам Мартынюк, первый заместитель председателя Верховной рады Украины: «Это сознательная спецоперация определенных сил Украины, в том числе правонационалистических сил, которые на обострении отношений с Россией хотят построить свою очередную избирательную кампанию».

Если контракт не подпишут до Нового года, Газпром вправе прекратить поставки газа на Украину. В транзитную трубу можно закачивать ровно столько топлива, сколько необходимо западным потребителям. А если Киев решится на несанкционированный отбор газа, он будет отбирать его у европейцев. Так, почти поссорившись с Востоком, Украина рискует поругаться и Западом. Но и сегодняшняя встреча премьера Фрадкова и Еханурова закончилась ничем.

Сергей Куприянов, официальный представитель ОАО «Газпром»: «Украина располагает значительными собственными ресурсами газа, и поэтому социальные потребности, безусловно, могут быть закрыты. Но то, как Украина подходит в целом к решению этой проблемы, нас заставляет беспокоиться. Потому что есть попытка переложить ответственность друг на друга, неготовность принципиально решить вопрос и ожидание, что „все-таки все утрясется, все-таки нам пойдут навстречу“».

Переговоры продолжатся между Газпромом и Укрнефтегазом. Для выхода из кризиса у Киева осталось 12 дней.

Цена природного газа как мерило славянской дружбы. Насколько просто было договориться с белорусами внутри Союзного государства, настолько сложно идут переговоры с европеиизированной Украиной. Предполагаемая разница в цене, 46 и 220 долларов, почти в пять раз, а значит Минск сейчас в пять раз ближе к Москве, чем Киев.

Читайте также