Жители Аляски не готовы стать россиянами

11.12.2005, 21:22

Америка никак не отойдет от фантастического предложения обозревателя The Washington Post. Он предложил продать Аляску России.

Америка в жутком смятении: она никак не отойдет от фантастического предложения Стивена Перлстайна. Обозреватель уважаемого издания The Washington Post выступил с инициативой, подобной динамиту — решить экономические проблемы Соединенных Штатов, продав Аляску России.

Нашу страну эта идея не впечатлила. Такую сказку сделать былью возможно разве что силами Голливуда, да и то исключительно на экране. Корреспондент НТВ Антон Вольский специально для «Итоговой программы» узнал, какие настроения царят в американском штате.

Школа с углубленным изучением русского языка открылась на Аляске два года назад. Сейчас здесь учится 115 детей. Почти все предметы здесь преподают на русском, но школьная программа — американская, и каждое утро начинается здесь с пения американского гимна.

Выступает известный на Аляске американский ансамбль русского танца, состоящий только из женщин. Они пляшут уже больше 30 лет, называя себя «Новоархагельские плясуны». Среди них нет ни одной русской, все американки, решившие поддерживать русские традиции.

Продать Аляску прежнему хозяину предложила газета The Washington Post. Автор статьи — сам выходец с Украины — утверждал, что самый северный штат обходится Америке слишком дорого.

Стивена Перлстайн, обозреватель газеты The Washington Post: «Не много американцев хотят жить там, и мне кажется, что с культурной точки зрения Аляска ближе к России. Да и погода там такая же».

На этой неделе в Анкоридже — плюс один градус. Пошел дождь, снег почти растаял, и на дорогах образовалась до боли знакомая грязная жижа. Вероятно, именно поэтому одними из первых на Аляске нашли применение куртки из России.

Продавец: «Эти куртки обычно покупают те, кто работает на улице. Хорошей рекламой является то, что куртка сделана в Сибири, где, как тут написано, качество имеет решающее значение. Она недорогая по сравнению с американскими куртками, и отношение к ним гораздо лучше, чем, скажем, к китайским».

Майкл Клок занимается поставками этих курток в Америку и даже носит одну из них. Но в ответ на идею вернуть Аляску России предлагает свой вариант.

Майкл Клок, предприниматель: «Ну, нет. Лучше пускай Аляска объединится с Восточной Сибирью и образует отдельное государство».

Этот рыбацкий поселок с русским названием Ненильчик появился на берегу залива Кука на Аляске примерно в начале XIX века. Сейчас здесь проживает около двухсот человек, половина из которых до сих пор говорят по-русски. Однако идею вернуть Аляску России воспринимают, скорее, как шутку. Многие при этом — как неудачную.

Отец Макарий: «Когда-то наша церковь стояла вон там, внизу. Но после пожара ее перенесли на гору. Теперь ни один турист мимо не проходит».

Отец Макарий летом вышел на пенсию, но до сих пор приезжает в церковь два раза в месяц провести службу.

Отец Макарий: «В 1901 году построена. Это храм Преображения Господня».

Первые русские появились на Аляске в середине XVIII века. С тех пор их потомки — либо старообрядцы, либо так называемые креолы — дети от смешанных браков.

Джон: «Местные любят русских больше, чем американцев, потому что американцы принесли с собой виски. Понимаете? А русские никогда их не спаивали. И даже когда царя убили, многие алеуты приходили в церковь и плакали.

Джон — один из тех креолов. Он прожил в Ненильчике всю жизнь. Его мать говорила только на алеутском, бабушка знала русский. Сам он говорит на странном английском, где постоянно попадаются русские слова.

Джон: „Я принимаю баню раз в неделю. Только так здесь можно помыться. Я всё здесь своими руками сделал. Эта печка и воздух греет, и воду“»

Изначально в Ненильчике жили рыбаки и охотники. Теперь основной доход приносят туристы.

Вице-губернатор Аляски тоже вырос в Ненильчике. Его предки приехали из России одними из первых. Несмотря на то, что русский — родной язык его отца, сын говорит по-русски плохо и над идеей продажи Аляски обратно России даже не смеется.

Лоран Леман, вице-губернатор штата Аляска: «Этого никогда не случится. Можно об этом говорить и даже шутить на эту тему, но Аляска всегда останется неотъемлемой частью американских Штатов».

Елена Фаркас, преподаватель: «Все смотрят на Аляску как на бывшую территорию России. Это очень даже хорошо для родителей. Они видят, что дети не должны уезжать с Аляски. Если они познакомятся с русским языком, будут его знать, они пойдут в университет и работа для них будет».

Пока же товарооборот между Россией и Аляской ничтожно мал — около двух миллионов долларов в год. Россия даже не входит в первую десятку торговых партнеров своей бывшей территории.

Марджи Джонсон, представитель губернатора штата Аляска по международной торговле: «На первом месте у нас Япония, потом — Корея и Канада. Россия… Где у нас Россия? Ну, в общем, где-то в первой двадцатке».

Прадед Марии Демидовой приехал на Аляску в начале XIX века торговать мехом. Правнучка говорит по-русски с трудом, но за два века по-американски пить кофе так и не привыкла.

Мария Демидова: «Только чай, только чай. Нет, нет, я не хочу обратно. Теперь столько плохого про Россию в газетах пишут. Страшно».

И это, в общем, тоже не последний аргумент за то, чтобы не возвращаться обратно.

Читайте также