Онищенко появится в Приморье вместе с бензольным пятном

28.11.2005, 19:51

Выражение «дать стране угля» сегодня наполнилось новым смыслом. В ближайшие часы лайнер МЧС доставит в Хабаровск 1332 мешка с активированным углем — его будут использовать для очистки амурских волн от соединений бензола.

Выражение «дать стране угля» сегодня наполнилось новым смыслом. В ближайшие часы лайнер МЧС доставит в Хабаровск 1332 мешка с активированным углем — его будут использовать для очистки амурских волн от соединений бензола.

В городе уже объявлено, что отравленную воду попытаются направить не в основное русло Амура — там где хабаровский водозабор, а в протоку Пемзенская — она перекрыта недостроенной плотиной, на которой сейчас аврально увеличивают пропуск воды.

Свое участие в борьбе с фенолом проанонсировал и главный санитарный врач России. Геннадий Онищенко дал понять, что вступит в бой как «резерв верховного командования» — в самый решающий момент.

Геннадий Онищенко, главный государственный санитарный врач РФ: «Когда пятно появится, я планирую сам появиться в Приморье, чтобы поучаствовать в процессе питья этой воды — вы же курей меня заставляете есть».

Предполагается, что российскую границу отрава, попавшая в воду после аварии на химкомбинате в китайском Цзилине, пересечет в начале декабря, а к Хабаровску подойдет ближе к 10 числу.

С подробностями — корреспондент телекомпании НТВ Алексей Веселовский.

В Пемзенской протоке, которая с воздуха выглядит как недостроенная дамба, течение быстрое, и вода не замерзает даже зимой. Слева — Амур. Кроме фарватера, он почти весь стянут льдом.

В протоке Олег Митволь зачерпнул воду кружкой и отдал ее в лабораторию. Сегодня выяснилось, что в воде есть бензольные соединения. Они вроде незначительные и, значат, не угрожают жизни. Но если это китайский бензол пришел, выходит, проморгали.

Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: «Мы ждем подобного развития событий, а передовой форпост получает только результаты, в которых нет бензола. Это значит, что просто вода обошла этот пункт забора».

Первыми о том, что пробы, возможно, берутся не там, заговорили ученые. На спутниковых снимках устья реки Сумгари — там, где она впадает в Амур, светло-синий цвет — это сумгарийская вода с ядами. Темно-синий — амурская. Хорошо видно, что они мало смешиваются.

На всем протяжении Амура до Хабаровска вода будто делится на две части, и у города почти вся китайская идет в протоку. Теперь к ней повышенное внимание. На лабораторном столе уже десятки банок с пробами. Оттуда и продолжают брать, хотя все сразу проверить невозможно. Новых результатов ждут только завтра. Поэтому в Хабаровске просят не спешить с выводами.

Иван Сыч, начальник главного управления по делам ГО и ЧС правительства Хабаровского края: «Если он где-то подпольно с какой-то банкой консервной взял где-то пробу, ему заменят. Вы знаете, что это должно быть очень скрупулезно, это очень чистая должна быть посуда».

Превышение — тысячные миллиграммы от нормы. И Пемзенская протока — не водозаборная. А пробы, взятые в других местах, вообще никакого бензола не показали. Но Митволь считает, что лучше предостеречься.

Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: «Какой бы бензол в Пемзенской протоке не был — китайский, отечественного производства — рыбу, например, уже нельзя там есть, и еще несколько лет нельзя будет ее есть».

Завтра водозаборы Хабаровска переходят на очистку углем. В столицу края уже доставили 20 тонн и скоро привезут еще 30. Так что вода из городских кранов будет идти чистая. А в Амур через Бурийскую и Сельскую гидроэлектростанции потихоньку сбрасывают воду в профилактических целях.

Но основной поток планируют пустить, как только поймут, где же пятно. Найти его — главная задача, — считают в оперативном штабе. Сейчас ведутся переговоры с Китаем — разрешить российским специалистам ежедневные полеты на Сунгаре для взятия проб. Такие полеты планируют начать 30 ноября. Тогда, возможно, и станет ясно, действительно пробрался бензол в Россию или нет.

Единственная в Хабаровске лаборатория, которая может определить бензол в воде, но выявляют вручную. Главный прибор — хромотограф — заработает только завтра.

Еще одна задача — ускорить анализ проб воды. Нужны еще лаборатории, и для них сейчас спешно закупают аппаратуру. Частью, может быть, поделятся китайцы. У лаборантов не хватает даже простых колб.

Если специалисты обнаружат пиковые концентрации ядов в Амуре, то будет принято решение об отключении воды в Хабаровске. Пока же о чрезвычайном положении говорить рано. Но и здесь, и ниже по течению — в Комсомольске-на-Амуре, и городах поменьше на Амуре власти по-прежнему докладывают, что готовы отразить опасность.

Читайте также