Южные Курилы остались для Японии мечтой

21.11.2005, 19:59

Сегодня второй и главный день визита Владимира Путина в Японию. Главной темой, безусловно, был территориальный вопрос. Во время открытой части встречи лидеры об островах красноречиво молчали.

Сегодня второй и главный день визита Владимира Путина в Японию, пока единственного официального за все его пятилетнее президентство. Этот день был насыщенным, но вечером лидеры России и Японии были вознаграждены изысканным обедом в резиденции премьера Коидзуми.

Агентство ИТАР-ТАСС приводит выдержки из меню: суп с омарами, сасими, морское ушко, креветки, тушеная утка, отварная рыба и жареная японская говядина. В остальном банкет был закрытым для прессы.

Но главным политическим блюдом, безусловно, был «вопрос островов»: для России они «Южные Курилы», для Японии — «северные территории». Во время открытой части встречи Путина и Коидзуми, политики о них красноречиво молчали, и начали с дзюдо.

Репортаж корреспондента НТВ Владимира Кондратьева.

Утром в гостинице, где живут президент и вся российская делегация, прошел форум деловых кругов двух стран — небывалый по размаху. Путин должен был появиться позже и в его отсутствие интерес прессы был сконцентрирован на других участниках.

Сергей Дарькин, губернатор Приморского края: «Сейчас идет разговор о введении безвизового режима для туристов между нашими странами. Это очень хорошо — значит, у нас ожидается новый приток туристов, а наши поедут в Японию».

Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ: «Потихоньку наступает перелом в хорошем смысле этого слова. Я думаю, что в этом году у нас есть все шансы сменить цифру товарооборота на двузначное число — выйти на уровень 10 миллиардов долларов».

Так ли уж Россия заинтересована в мирном договоре с Японией за счет территориальных уступок? Это хотели узнать журналисты от Юрия Лужкова, возглавляющего так называемый «совет мудрецов двух стран».

Юрий Лужков, мэр г. Москвы: «Не думаю, что Россия умрет без мирного договора. Это, как мне кажется, главный ответ. Конечно, должна быть инициатива Японии, но ни в коем случае не должно быть крайних постановок вопросов».

Путину явно пришлись по душе выступления руководителей японских концернов — Toyota, Nec и других, — которые хвалили блестящие успехи российской экономики и выступали за расширение сотрудничества. Можно ведь и так продвигать партнерство, проблема островов этому не мешает.

Российские шефы газовых и нефтяных компаний — Миллер и Богданчиков — рассказывали о своих энергетических проектах с привлечением Японии.

Владимир Путин: «Рассчитывая на появление новых инициатив в нефтяной и газовой сфере, в электроэнергетике, в энергосбережении, я хочу подчеркнуть, мы будем оказывать всем перспективным проектам необходимую поддержку и на правительственном уровне».

После форума — переезд российского гостя в новое здание резиденции премьер-министра Коидзуми Дзюнъитиро. Японские предприниматели, с которыми сегодня встречался Путин, проявили большую деликатность, не упомянув не единым словом проблему южнокурильских островов.

Пример Коидзуми не столь деликатен. Он, как известно, занимает весьма радикальную позицию, настаивая на передаче России Японии сразу четырех островов. Как знать, может быть, сегодня Япония упустила последнюю возможность добиться хоть какого-то результата по территориальной проблематике. Россия становится все более самодостаточной страной и подобная бескомпромиссность по отношению к ней, которую до сих пор демонстрировала Япония, утрачивает всякий смысл.

И вот, наконец, кульминационный момент любого визита — совместная пресс-конференция. Но прежде — церемония подписания документов. Их добрая дюжина. Странное дело — Путину приносят чашку чая. Видимо, еще дают о себе знать последствия простуды, не до конца залеченной с Сочи.

Японские журналисты, как и предполагалось, с места в карьер спрашивают о так называемых северных территориях — есть ли какие-нибудь предложения с российской стороны? Коидзуми отвечает осторожно, уклончиво. Заметно, что он не удовлетворен итогами переговоров.

Дзюнъитиро Коидзуми, Премьер-министр Японии: «Одной из наших задач является, по возможности, подписание мирного договора при разрешении проблемы северных территорий».

Японцам сильно не понравилось сентябрьское заявление Путина, где он говорил о российском суверенитете над четырьмя спорными островами. Путин до конца все же не захлопывает дверь перед японцами в надежде, что японская сторона отойдет от своей нереалистической позиции.

Владимир Путин: «Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдем такой вариант решения проблемы, который устроил бы обе стороны. И пошел бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, на благо народов, как России, так и Японии».

Обратило на себя внимание, что Путин больше не ссылался на совместную декларацию 1956 года, когда Хрущев при условии заключения мирного договора готов был отдать Японии два из четырех островов.

Россия, судя по всему, чувствует себя достаточно сильной и окрепшей, чтобы с ней не разговаривали больше языком ультимативных требований, мол, компромисс возможен лишь по срокам передачи всех четырех островов. Японии придется или делать выводы или расстаться с мечтой о Южных Курилах.

Читайте также