Майя Плисецкая отмечает 80-летие на сцене

20.11.2005, 09:46

Сегодня юбилей Майи Плисецкой. Главные торжества пройдут в Кремле. Прославленная балерина в день своего 80-летия вновь выйдет на сцену и исполнит «Аве Майя» — этот номер поставил для нее Морис Бежар.

Сегодня юбилей Майи Плисецкой. Главные торжества пройдут в Кремле. Прославленная балерина в день своего 80-летия вновь выйдет на сцену и исполнит «Аве Майя» — этот номер поставил для нее Морис Бежар.

Плисецкая танцевала почти 60 лет. Из них 50 — на сцене Большого театра: в эту труппу ее приняли сразу после окончания хореографического училища. Список ее титулов не уместится на страницу: народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии…

С подробностями — корреспондент телекомпании НТВ Алла Чернышева.

От такой славы даже в Большом успели отвыкнуть. Перед юбилеем Плисецкой театр атаковали и поклонники, и журналисты. И те, и другие вели себя одинаково. Когда еще сдержанные критики так аплодируют и дарят цветы? Впрочем, часовые овации — это тоже стиль Плисецкой.

На гастролях в Тбилиси, в родном городе Николая Цискаридзе, Плисецкая исполняла «Кармен» сюиту. Это сейчас ее танец вне обсуждения. Когда-то ее критиковали за небрежность, но это была гениальная небрежность.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР: «Это для нас была не новая, а новейшая хореография, настолько непривычна, что люди даже поначалу это не приняли, ну, уж не говоря о начальстве, которое было просто в панике».

Даже Умирающего лебедя Сен-Санса он танцевала по-своему. Отведенные назад руки — это импровизация Плисецкой. Теперь так танцуют по всему миру.

Николай Цискаридзе, народный артист России: «Всегда бывает, наверное, в каждом поколении человек, который делает что-то по-своему. Сначала это все ругают, а потом этому начинают подражать».

На ее «Лебединое озеро» водили всех высокопоставленных гостей. Она танцевала на дне рождении Сталина.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР: «Когда я станцевала и вот так поклонилась — и так и ушла, потому что поднять глаза на Сталина я не могла».

После Плисецкая сама ставила балеты Щедрина. Доказала: танцевать можно и «Анну Каренину», и «Даму с собачкой». В 70-х — эксперименты с лучшими хореографами мира и лучшими модельерами.

Родион Щедрин, народный артист СССР: «Она великая женщина, и на сто процентов женщина. На сто процентов женственна — в каждом своем жесте, слове, интонации, поведении, походке. Во всем».

Плисецкая говорит, что и сейчас много хороших балерин, но балетных див нет. Кроме блестящей пластики и артистизма нужен еще и настоящий светский шик.

Читайте также