Халатность или случайность: дело врача-трансфузиолога раскололо медицинское сообщество

09.12.2013, 16:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Вынесение приговора по делу о переливании ребенку ВИЧ-положительной крови в Петербурге перенесли на январь из-за нехватки свидетелей.

Вынесение приговора по громкому делу о переливании полуторагодовалому ребенку ВИЧ-положительной крови перенесено на январь будущего года. Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга принял такое решение из-за неявки свидетелей.

Главный обвиняемый Олег Пискунов — бывший завотделением переливания крови Детской клинической больницы №5. Обвинение ему предъявлено по двум статьям: «Халатность» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Корреспондент НТВ Андрей Курицын передает из зала суда.

История Даниэлы — маленькой пациентки Детской городской больницы имени Филатова — шокировала Петербург. Но даже не столько сам факт произошедшего — девочке перелили ВИЧ-инфицированную кровь, а то, что от подобной халатности на 100 процентов не застрахован ни один пациент.

Врач, по ошибке запустивший в работу зараженную кровь, Олег Пискунов отмечает: единая электронная база городской службы крови заполняется вручную, а не автоматически. А потом уже в больнице визуально изучается специалистом на мониторе компьютера. А значит не исключен тот самый человеческий фактор.

Олег Пискунов, врач-трансфузиолог: «На тот момент я не нарушил ни одного федерального закона, который регламентирует службу крови: ни СанПин, ни регламент, ни 363-й приказ „О применении компонентов крови“, ни 364-й приказ „Об обследовании доноров“. В регламенте по службе крови сказано: информация о том, насколько кровь пригодна или непригодна, предоставляется в электронном виде или на бумажном носителе».

По словам Олега Пискунова, он использовал данные виртуальной системы. Между электронным и бумажным документом закон ставит знак равенства. Но следствие по делу Пискунова выступает в суде с обвинительным заключением. Якобы врач невнимательно изучил результаты тестов на ВИЧ.

Халатность в действиях Олега Пискунова обнаружили не только следователи, но и коллеги. Авторитетная врачебная комиссия подтвердила: специалист не имел права принимать окончательное решение об использовании донорской крови только на основании электронного портала Единого информационного донорского центра. Он был обязан дождаться документального подтверждения.

По мнению главврача Городской станции переливания крови, виртуальная база предназначена для управления запасами крови, то есть организационной работы. А окончательный диагноз фиксируется в бумажном документе, который и служит отправной точкой для использования донорского материала. Владимир Красняков предполагает: ошибку доктор Пискунов допустил ненарочно. Возможно, из-за чрезмерной усталости.

Владимир Красняков, главный врач Городской станции переливания крови Санкт-Петербурга: «У нас в службе крови все действия любого работника расписаны по регламенту. К примеру, санитарка должна взять швабру, намочить, отжать, протереть и так далее. Для каждого человека — инструкция его действий. Он не может сделать шаг вправо, шаг влево. Иди попроси другой компьютер, иди попроси санитарку с хорошим зрением посмотреть твои анализы, если ты сам не можешь. Или ты устал, потому что на пять ставок работаешь».

Громкое дело произвело раскол в профессиональном сообществе: одни поддерживают Олега Пискунова и помогают ему собирать деньги на адвокатов, другие не находят оправдания произошедшему.

Олег Пискунов, врач-трансфузиолог: «Самое главное, что у меня совесть чиста. Даже если что-то наше отделение перепутало, что-то не так сделало. Допустим, я что-то не так увидел в компьютере, но ребенок-то здоров. Самое главное — меры приняты и вовремя приняты».

Спустя месяц после произошедшего сделал выводы и городской комздрав. За подписью председателя комитета вышло распоряжение: годность донорской крови подтверждать только бумажными документами. Но в деле Олега Пискунова точка еще не поставлена. Согласно уголовной статье, угроза здоровью ребенка может обернуться для врача сроком до шести лет лишения свободы.

Читайте также