Полвека назад в городе на Неве открылось метро

15.11.2005, 11:35

Петербургское метро отмечает полувековой юбилей. То, что сегодня является привычным средством передвижения, 50 лет назад начиналось как идеологический проект, призванный показать силу духа советского народа после Великой Отечественной войны.

Петербургское метро отмечает сегодня полувековой юбилей. То, что сегодня — привычное средство передвижения, начиналось как идеологический проект, призванный показать силу духа советского народа после Великой Отечественной войны.

С подробностями — корреспондент телекомпании НТВ Андрей Бурцев.

Ровно 50 лет назад молодой помощник машиниста Алексей Денисов вел первый поезд ленинградского метро. В нарушение правил, в кабину набилась вся местная партийная верхушка, на платформах было не протолкнуться, хотя пригласительные билеты выборочно давали лишь на некоторых предприятиях. Станция «Автово», 15 ноября 1955 года. Падает ленточка, состав трогается.

Алексея Денисова до сих пор знают молодые машинисты. Легенда ленинградского метро. В приказном порядке полвека назад его и еще 40 специалистов перевели из Москвы — строить подземку во втором городе страны.

Все начиналось с десяти станций, которые соединяли городские железнодорожные вокзалы. Но масштаб этого события для послевоенного обескровленного города сейчас трудно представить. Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина — в одном названии столько идеологии.

Открыть метро так торопились, что не успели до конца с внутренним убранством всех станций. В «Автово» до сих пор некоторые колонны отделаны стеклом, некоторые просто отштукатурены. От помпезной, почти дворцовой роскоши вестибюлей станций отказались в эпоху хрущевской экспериментальности. Появилась целая ветка станций закрытого типа, так называемых «горизонтальных лифтов» — никаких излишеств в интерьере, все во имя безопасности.

Станции закрытого типа строили только в Ленинграде. Это был эксперимент советских метростроителей, который полностью оправдал себя с точки зрения безопасности — за все эти годы ни одного падения. Но, говорят, машинисты не очень любят такие станции, потому что неудобно — нужно останавливать поезд прямо напротив дверных проемов. А если промахнулся и проехал дальше, нужно подавать состав назад.

Читайте также